Рабочая программа воспитателя первой младшей группы

Содержание 1. Целевой раздел
I. Базовая часть
Цели и задачи рабочей программы
Планируемые результаты освоения Программы

2. Содержательный раздел
Содержание работы по образовательным областям
1. Физическое развитие
2. Социально – коммуникативное развитие. Социальные отношения
3. Познавательное развитие
4. Чтение художественной литературы
5. Художественно – эстетическое развитие
6. Воспитательная работа. Культурные практики и события
II. Часть, формируемая участниками ОО
Формирование элементарных математических представлений под редакцией И.А. Помораева и В.А.
Позина по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой). Мозаика-Синтез, Москва, 2015.

3. Организационный раздел
Список методической литературы
Нормативное сопровождение

Рабочая программа воспитателей первой группы раннего возраста
2

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

(2-3 года)
ФИО воспитателей:
ФИО специалистов:
Музыкальный руководитель:

1. Целевой раздел Базовая
часть ОП:
Целью программы является разностороннее развитие ребёнка старшего дошкольного возраста с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Цель программы достигается через решение следующих задач:
 обеспечение единых содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной
программы ДО;
 приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного
отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
 построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта
возрастных и индивидуальных особенностей развития;
 создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с
учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;  охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
 обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Планируемые результаты:
3

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

•

•

•
•
•

•

•
•
•

•

•
•
•

•
•

у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения,
начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения,
понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам;
с желанием играет в подвижные игры;
ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет
простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому
подобное);
ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребёнок проявляет
интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребёнок стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно
поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности
продвигаться к цели;
ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые
предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами;
ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за
взрослым;
ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных
пространственных и временных отношениях; ребёнок осуществляет поисковые и
обследовательские действия; ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека,
его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о
населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения
и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с
природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;
ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные
движения;
ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и
конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему,
забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и
назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным»
и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные
отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель («Я
буду лечить куклу»).

4

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

2.

Содержательный раздел

Содержание работы по образовательным областям:
Образовательная область

Задачи

Содержание

поддерживать
Социальнокоммуникативное •
эмоциональноположительное
развитие
состояние
детей в период адаптации к
ДОО;
•
развивать игровой опыт
ребёнка, помогая детям
отражать в игре
представления об
окружающей
действительности; •
поддерживать
доброжелательные
взаимоотношения детей,
развивать эмоциональную
отзывчивость в ходе
привлечения к конкретным
действиям помощи, заботы,
участия;
•
формировать
элементарные представления о
людях (взрослые, дети), их
внешнем виде, действиях,
одежде, о некоторых ярко
выраженных эмоциональных
состояниях
(радость, грусть), о семье и
ДОО;
•
формировать
первичные представления
ребёнка о себе, о своем
возрасте, поле, о родителях
(законных представителях) и
близких членах семьи.

•
Педагог поддерживает
желание детей познакомиться со
сверстником, узнать его имя,
используя приемы поощрения и
одобрения. Оказывает помощь
детям в определении особенностей
внешнего вида мальчиков и девочек,
их одежды, причесок,
предпочитаемых игрушек, задает
детям вопросы уточняющего или
проблемного характера, объясняет
отличительные признаки взрослых и
детей, используя наглядный
материал и повседневные
жизненные ситуации. Показывает и
называет ребёнку основные части
тела и лица человека, его действия.
Поддерживает желание ребёнка
называть и различать основные
действия взрослых.
•
Педагог знакомит детей с
основными эмоциями и чувствами
человека, обозначает их словом,
демонстрирует их проявление
мимикой, жестами, интонацией
голоса. Предлагает детям повторить
слова, обозначающие
эмоциональное состояние человека,
предлагает детям задания,
помогающие закрепить
представление об эмоциях, в том
числе их узнавание на картинках.
•
Педагог рассматривает
вместе с детьми картинки с
изображением семьи: детей,
родителей (законных
представителей). Поощряет
стремление детей узнавать членов

5

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

семьи, называть их, рассказывает
детям о том, как члены семьи могут
заботиться друг о друге.
•
Педагог поддерживает
желание детей познавать
пространство своей группы,
узнавать вход в группу, её
расположение на этаже, педагогов,
которые работают с детьми.
Рассматривает с детьми
пространство группы, назначение
каждого помещения, его
наполнение, помогает детям
ориентироваться в пространстве
группы.
•
Педагог поддерживает
стремление детей выполнять
элементарные правила поведения
(«можно», «нельзя»). Личным
показом демонстрирует правила
общения: здоровается, прощается,
говорит «спасибо», «пожалуйста»,
напоминает детям о важности использования
данных слов в процессе общения со
взрослыми и сверстниками, поощряет
инициативу и самостоятельность ребёнка при
использовании «вежливых слов».
•
Педагог использует приемы общения,
позволяющие детям проявлять внимание к его
словам и указаниям, поддерживает желание
ребёнка выполнять указания взрослого,
действовать по его примеру и показу.
•
Педагог организует детей на участие в
подвижных, музыкальных, сюжетных и
хороводных играх, поощряет их активность и
инициативность в ходе участия в играх.
•
Педагог формирует представление
детей о простых предметах своей одежды,
обозначает словами каждый предмет одежды,
рассказывает детям о назначении предметов
одежды, способах их использования
(надевание колготок, футболок и тому
подобное).

6

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь»,
«Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
•
воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту,
родному краю, своей стране;
•
воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и
взрослым (родителям (законным представителям), педагогам, соседям и
другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности;
•
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего
народа, к нравственным и культурным традициям России;
•
содействие становлению целостной картины
мира, основанной
на
представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи;
•
воспитание социальных чувств и навыков: способности к
сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения
соблюдать правила, активной личностной позиции;
•
создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально
значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
•
поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи;
•
формирование способности бережно и уважительно относиться к
результатам своего труда и труда других людей.

7

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

Познавательное
развитие

1)
развивать разные виды
восприятия:
зрительного,
слухового, осязательного,
вкусового, обонятельного;
2)
развивать
нагляднодейственное
мышление в процессе решения
познавательных практических
задач;
3)
совершенствовать
обследовательские действия:
выделение цвета, формы,
величины
как
особых
признаков предметов,
поощрять
сравнение
предметов между собой по
этим признакам и количеству,
использовать один предмет в
качестве
образца,
подбирая
пары, группы;
4)
формировать у детей
простейшие представления о
геометрических
фигурах,
величине
и
количестве
предметов на основе
чувственного познания; 5)
развивать
первоначальные
представления о себе и
близких
людях,
эмоциональноположительное
отношение к членам семьи и
людям
ближайшего
окружения, о
деятельности взрослых;
6)
расширять
представления о населенном
пункте, в котором живет
ребёнок,
его
достопримечательностях,
эмоционально откликаться на
праздничное убранство дома,
ДОО;
7)
организовывать
взаимодействие и знакомить с
животными и растениями
ближайшего окружения, их
названиями,
строением
и
отличительными

1) Сенсорные эталоны и познавательные
действия:
•
педагог
демонстрирует
детям и
включает их в деятельность на сравнение
предметов и определение их сходстваразличия, на подбор и группировку по
заданному образцу (по цвету, форме,
величине). Побуждает и поощряет освоение
простейших
действий,
основанных
на
перестановке предметов, изменении способа
их расположения, количества; на действия
переливания, пересыпания. Проводит игрызанятия с использованием предметов-орудий:
сачков, черпачков для выуживания из
специальных емкостей с водой или без воды
шариков, плавающих игрушек, палочек со
свисающим на веревке магнитом для «ловли»
на нее небольших предметов. Организует
действия с игрушками, имитирующими
орудия труда (заколачивание молоточком
втулочек в верстачок, сборка каталок с
помощью деревянных или пластмассовых
винтов) и тому подобное, создает ситуации
для использования детьми предметов-орудий
в самостоятельной игровой и бытовой
деятельности с целью решения практических
задач;
•
педагог поощряет действия детей с
предметами, при ориентации на 2-3 свойства
одновременно; собирание одноцветных, а
затем и разноцветных пирамидок из 4-5 и
более колец, располагая их по убывающей
величине; различных по форме и цвету
башенок
из
2-3
геометрических
формвкладышей; разбирание и собирание
трехместной матрешки с совмещением
рисунка на её частях, закрепляя понимание
детьми слов, обозначающих различный
размер предметов, их цвет и форму. В ходе
проведения
с
детьми
дидактических
упражнений
и игр-занятий
формирует
обобщенные способы обследования формы
предметов - ощупывание, рассматривание,
сравнение,
сопоставление;
продолжает
поощрять
появление
настойчивости
в
достижении
результата
познавательных
действий.
2)
Математические представления:
педагог подводит детей к освоению
простейших умений в различении формы
окружающих
предметов,
используя

8

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

особенностями, некоторыми предэталоные представления о шаре, кубе,
объектами неживой природы;
круге, квадрате; подборе предметов и
8)
развивать способность
наблюдать
за
явлениями
природы, воспитывать
бережное
отношение
животным и растениям.

к

геометрических
фигур
по
образцу,
различению и сравниванию предметов по
величине, выбору среди двух предметов при
условии резких различий: большой и
маленький, длинный и короткий, высокий и
низкий. Поддерживает интерес детей к
количественной стороне различных групп
предметов (много и много, много и мало,
много и один) предметов.
3)
Окружающий мир:
педагог расширяет представления детей об
окружающем мире, знакомит их с явлениями
общественной жизни, с деятельностью
взрослых (повар варит кашу, шофер водит
машину,
доктор
лечит);
развивает
представления о себе (о своем имени, именах
близких родственников), о внешнем облике
человека, о его физических особенностях (у
каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице
- глаза, нос, рот и так далее); о его физических
и эмоциональных состояниях (проголодался насытился, устал - отдохнул; намочил - вытер;
заплакал - засмеялся и так далее); о
деятельности близких ребёнку людей («Мама
моет пол»; «Бабушка вяжет носочки»; «Сестра
рисует»; «Дедушка читает газету»; «Брат
строит
гараж»;
«Папа
работает
за
компьютером» и тому подобное); о предметах,
действиях с ними и их назначении: предметы
домашнего обихода (посуда, мебель, одежда),
игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата,
ведро, лейка и так далее).
4)
Природа:
в процессе ознакомления с природой педагог
организует взаимодействие и направляет
внимание детей на объекты живой и неживой
природы, явления природы, которые доступны
для
непосредственного
восприятия.
Формирует представления о домашних и
диких животных и их детенышах
(особенности внешнего вида, части тела,
питание, способы передвижения), о растениях
ближайшего окружения (деревья, овощи,
фрукты и другие), их характерных признаках
9

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

(цвет,
строение,
поверхность,
вкус),
привлекает внимание и поддерживает интерес
к объектам неживой природы (солнце, небо,
облака, песок, вода), к некоторым явлениям
природы (снег, дождь, радуга, ветер),
поощряет бережное отношение к животным и
растениям.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
•
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения
образования для человека, общества, страны;
•
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и
достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
•
воспитание уважения к людям - представителям разных народов России
независимо от их этнической принадлежности;
•
воспитание уважительного отношения к государственным символам
страны (флагу, гербу, гимну);
•
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного
края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению
природы.
Речевое развитие

1) Формирование словаря:
развивать понимание речи и педагог развивает понимание речи и
активизировать
словарь. активизирует словарь, формирует умение по
Формировать у детей умение словесному указанию находить предметы по
по
словесному
указанию цвету, размеру («Принеси красный кубик»),
педагога находить предметы, различать их местоположение, имитировать
различать их местоположение,
действия людей и движения животных;
имитировать действия людей и
активизирует
словарь
детей:
движения животных.
Обогащать
словарь
детей существительными, обозначающими названия
существительными, глаголами, транспортных средств, частей автомобиля,
прилагательными, наречиями растений, фруктов, овощей, домашних
и
формировать
умение животных и их детенышей; глаголами,
использовать данные слова в обозначающими трудовые действия (мыть,
стирать),
взаимоотношения
(помочь);
речи.
прилагательными, обозначающими величину,
цвет, вкус предметов; наречиями (сейчас,
далеко). Педагог закрепляет у детей названия
предметов и действий с предметами,
некоторых особенностей предметов; названия
некоторых трудовых действий и собственных
действий; имена близких людей, имена детей
группы; обозначения личностных качеств,
особенностей
внешности
окружающих
ребёнка взрослых и сверстников.
2)
Звуковая культура речи:
10

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

упражнять детей в правильном
произношении
гласных
и согласных звуков,
звукоподражаний, отельных
слов. Формировать правильное
произношение
звукоподражательных слов в
разном темпе, с разной силой
голоса.

3)

педагог формирует у детей умение говорить
внятно, не торопясь, правильно произносить
гласные
и
согласные
звуки.
В
звукопроизношении для детей характерно
физиологическое смягчение практически всех
согласных звуков. В словопроизношении
ребёнок пытается произнести все слова,
которые необходимы для выражения его
мысли. Педагог поощряет детей использовать
разные по сложности слова, воспроизводить
ритм слова, формирует умение детей не
пропускать слоги в словах, выражать свое
отношение к предмету разговора при помощи
разнообразных вербальных и невербальных
средств. У детей проявляется эмоциональная
непроизвольная выразительность речи.
Грамматический строй речи:

формировать у детей умение
согласовывать
существительные
и
местоимения с глаголами,
составлять фразы из 3-4 слов.

4)
продолжать развивать у детей
речь
умения понимать
педагога, отвечать на вопросы;
рассказывать об окружающем
в 2-4 предложениях.

педагог помогает детям овладеть умением
правильно
использовать
большинство
основных
грамматических
категорий:
окончаний
существительных;
уменьшительноласкательных
суффиксов;
поощряет словотворчество, формирует умение
детей выражать свои мысли посредством
трех-, четырехсловных предложений.
Связная речь:
•
педагог формирует у детей умения
рассказывать
в 2-4 предложениях о
нарисованном на картинке, об увиденном на
прогулке, активно включаться в речевое
взаимодействие, направленное на развитие
умения понимать обращенную речь с опорой
и без опоры на наглядность; побуждает детей
проявлять интерес к общению со взрослыми и
сверстниками, вступать
в контакт с
окружающими, выражать свои мысли,
чувства, впечатления, используя речевые
средства и элементарные этикетные формулы
общения, реагировать на обращение с
использованием доступных речевых средств,
отвечать
на
вопросы
педагога
с
использованием фразовой речи или формы
простого предложения, относить к себе речь
педагога, обращенную к группе детей,
понимать её содержание;
•
педагог развивает у детей умение
использовать инициативную разговорную
речь как средство общения и познания
окружающего мира, употреблять в речи

11

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

предложения разных типов, отражающие
связи и зависимости объектов.
5)
Интерес к художественной литературе:
•
формировать у детей Примерный перечень художественной
умение
воспринимать литературы
небольшие
по
объему •
Малые
формы
фольклора.«А
потешки, сказки и рассказы с баинькибаиньки», «Бежала лесочком лиса с
наглядным сопровождением (и кузовочком...», «Большие ноги», «Водичка,
без
него);
•
побуждать водичка», «Вот и люди спят», «Дождик,
договаривать и произносить дождик, полно лить...», «Заяц Егорка...»,
четверостишия уже известных «Идет коза рогатая», «Из-за леса, из-за гор...»,
ребёнку стихов и песенок, «Катя, Катя...», «Кисонька-мурысонька...»,
воспроизводить
игровые
«Наша Маша маленька...», «Наши уточки с
действия,
движения
утра», «Огуречик, огуречик...», «Ой ду-ду,
персонажей;
дуду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Поехали,
•
поощрять отклик на
ритм
и
мелодичность поехали», «Пошел котик на Торжок...»,
стихотворений,
потешек; «Тили-бом!...», «Уж ты, радуга-дуга»,
формировать
умение
в «Улитка, улитка...», «Чики, чики, кички...».
Русские народные сказки.«Заюшкина
процессе чтения произведения •
избушка»
(обраб. О. Капицы), «Как коза
повторять звуковые жесты;
избушку построила» (обраб. М.А. Булатова),
•
развивать
умение

12

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

произносить звукоподражания,
связанные с содержанием
литературного
материала
(мяумяу, тик-так, баю-бай,
ква-ква и тому подобное),
•отвечать на вопросы по
содержанию
прочитанных
произведений; • побуждать
рассматривать
книги
и
иллюстрации
вместе
с
педагогом и самостоятельно; •
развивать
восприятие
вопросительных
и
восклицательных интонаций
художественного
произведения.

«Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской),
«Лиса и заяц» (обраб. В. Даля), «Маша и
медведь» (обраб. М.А. Булатова),
«Снегурушка и лиса» (обраб. А.Н. Толстого). •
Фольклор народов мира. «В гостях у
королевы», «Разговор», англ. нар. песенки
(пер. и обраб. С. Маршака); «Ой ты
заюшкапострел...»,
пер.
с
молд.
И.
Токмаковой; «Снегирек», пер. с нем. В.
Викторова, «Три веселых братца», пер. с нем.
Л. Яхнина; «Ты, собачка, не лай...», пер. с
молд. И. Токмаковой; «У солнышка в гостях»,
словацк. нар. сказка (пер. и обраб. С.
Могилевской и Л.
Зориной).
•
Произведения поэтов и писателей
России.
 Поэзия.Аким Я.Л. «Мама»;
Александрова
З.Н.
«Гули-гули»,
«Арбуз»;
Барто
А.,
Барто
П.
«Девочкарёвушка»;
Берестов
В.Д.
«Веселое лето», «Мишка, мишка,
лежебока»,
«Котенок», «Воробушки»; Введенский
А.И.
«Мышка»;
Лагздынь
Г.Р.
«Петушок»; Лермонтов М.Ю. «Спи,
младенец...»
(из
стихотворения
«Казачья колыбельная»); Маршак С.Я.
«Сказка
о
глупом
мышонке»;
Мошковская Э.Э. «Приказ» (в сокр.),
«Мчится поезд»; Пикулева Н.В.
«Лисий хвостик», «Надувала кошка
шар...»;
Плещеев
А.Н.
«Травка
зеленеет...»; Саконская Н.П. «Где мой
пальчик?»; Сапгир Г.В. «Кошка»;
Хармс Д.И. «Кораблик»; Чуковский
К.И. «Путаница».
 Проза.Бианки В.В. «Лис и мышонок»;
Калинина Н.Д. «В лесу» (из книги
«Летом»), «Про жука», «Как Саша и
Алеша пришли в детский сад» (1-2
рассказа по выбору); Павлова Н.М.
«Земляничка»; Симбирская Ю.С. «По
тропинке, по дорожке»; Сутеев В.Г. «Кто
сказал «мяу?», «Под грибом»; Тайц Я.М.
«Кубик на кубик», «Впереди всех»,
«Волк» (рассказы по выбору);
Толстой
J1.H.
«Три
медведя»,
«Косточка»; Ушинский К.Д. «Васька»,
«Петушок с семьей», «Уточки»
(рассказы по выбору); Чарушин Е.И.

13

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

«В лесу» (1-3 рассказа по выбору),
«Волчишко»; Чуковский К.И.
«Мойдодыр».
•
Произведения поэтов и писателей
разных стран.Биссет Д. «Га-га-га!», пер. с
англ. Н.
Шерешевской; Дональдсон Д.
«Мишкапочтальон», пер. М. Бородицкой;
Капутикян С.Б. «Все спят», «Маша
обедает», пер. с арм.
Т. Спендиаровой; Остервальдер М.
«Приключения
маленького
Бобо.
Истории в картинках для самых
маленьких», пер. Т. Зборовская; Эрик
К. «Очень голодная гусеница».
Решение совокупных задач в оспитания в рамках образовательной
области
«Речевое
развитие» на приобщение детей к ценностям
направлено
«Культура»
и
«Красота»,
что
предполагает:
этикета, отражающими принятые в
• владение формами речевого обществе
правила и нормы культурногооведения;
п
• воспитание отношения кному языку как ценности, умения
род
чувствовать
красоту языка, стремленияговорить красиво (на правильном,
образном языке).
богатом,
Художественноэстетическо
1)
риобщение к искусству:
е развитие
•
развивать у детей Педагог
развивает
у
детей
художественное восприятие художественное
восприятие;
(смотреть,
слушать
и воспитывает
эмоциональную
испытывать
радость)
в отзывчивость
на
доступные
процессе ознакомления с
пониманию
детей
произведения
произведениями
изобразительного искусства. Знакомит
музыкального,
с народными игрушками: дымковской,
изобразительного
богородской, матрешкой, ванькойискусства, природой;
встанькой
и
другими,
•
интерес,
внимание,
соответствующими возрасту детей.
любознательность,
Педагог обращает внимание детей на
стремление
к
эмоциональному
отклику характер игрушек (веселая, забавная и
детей
на
отдельные так далее), их форму, цветовое
эстетические свойства и оформление. Педагог воспитывает
качества
предметов
и интерес к природе и отражению
(впечатлений)
в
явлений
окружающей представлений
доступной
изобразительной
и
действительности;
•
развивать
музыкальной деятельности.
14

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

отзывчивость на доступное
понимание
произведений
искусства, интерес к музыке
(в процессе прослушивания
классической и народной
музыки), изобразительному
искусству
(в
процессе
рассматривания
и
восприятия
красоты
иллюстраций,
рисунков,
изделии
декоративноприкладного
искусства);
•
познакомить детей с
народными игрушками
(дымковской, богородской,
матрешкой и другими);
•
поддерживать интерес
к малым формам фольклора
(пестушки, заклички,

Примерный
перечень
произведений
изобразительного
искусства.
В.Г.
Сутеев
Иллюстрации к
книгам:
«Кораблик»,
«Кто
сказал
мяу?»,
«Цыпленок и Утенок»; Ю.А. Васнецов к
книге «Колобок», «Теремок».

прибаутки);
• поддерживать стремление
детей выражать свои чувства и
впечатления на основе
эмоционально
содержательного восприятия
доступных для понимания
произведений искусства или
наблюдений за природными
явлениями;
2)

изобразительная деятельность:

•
воспитывать интерес к
изобразительной деятельности
(рисованию, лепке) совместно
со взрослым и самостоятельно;
• развивать положительные
эмоции
на
предложение
нарисовать, слепить;
•
научить
правильно
держать карандаш, кисть;
•
развивать
сенсорные
основы изобразительной
деятельности:
восприятие
предмета разной формы, цвета
(начиная с контрастных
цветов);

1) Рисование:
•
педагог продолжает развивать у детей
художественное восприятие; способствует
обогащению их сенсорного опыта путем
выделения формы предметов, обведения их по
контуру поочередно то одной, то другой
рукой; побуждает, поощряет и подводит детей
к изображению знакомых предметов,
предоставляя им свободу выбора;
•
педагог обращает внимание детей на
то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет
след на бумаге, если провести по ней
отточенным концом карандаша (фломастером,
ворсом кисти); учит следить за движением
карандаша по бумаге;

15

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

•
включать движение рук
по предмету при знакомстве с
его формой; познакомить со
свойствами глины, пластилина,
пластической массы; развивать
эмоциональный отклик детей
на отдельные эстетические
свойства и качества предметов
в процессе рассматривания
игрушек, природных объектов,
предметов быта, произведений
искусства;

•
педагог привлекает внимание детей к
изображенным ими на бумаге разнообразным
линиям,
конфигурациям;
побуждает
задумываться над тем, что они нарисовали, на
что это похоже; вызывать чувство радости от
штрихов и линий, которые дети нарисовали
сами; педагог побуждает детей к дополнению
нарисованного изображения характерными
деталями; к осознанному повторению ранее
получившихся штрихов, линий, пятен, форм; •
педагог развивает у детей эстетическое
восприятие окружающих предметов; учит
детей
различать
цвета
карандашей,
фломастеров,
правильно
называть
их;
рисовать разные линии (длинные, короткие,
вертикальные, горизонтальные, наклонные),
пересекать
их,
уподобляя
предметам:
ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам,
сосулькам, заборчику и другим; подводит
детей к рисованию предметов округлой
формы;
•
при рисовании педагог формирует у
ребёнка правильную позу (сидеть свободно,
не наклоняться низко над листом бумаги),
свободная рука поддерживает лист бумаги, на
котором рисует малыш; педагог учит держать
карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя
пальцами выше отточенного конца, кисть чуть выше железного наконечника; набирать
краску на кисть, макая её всем ворсом в
баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь
ворсом к краю баночки.
2)
Лепка:
педагог поощряет у детей интерес к лепке;
знакомит с пластическими материалами:
глиной, пластилином, пластической массой
(отдавая предпочтение глине); учит аккуратно
пользоваться материалами; педагог учит детей
отламывать комочки глины от большого
куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая
комочек
между
ладонями
прямыми
движениями; соединять концы палочки,
плотно прижимая их друг к другу (колечко,
бараночка, колесо и так далее); педагог учит
раскатывать комочек глины круговыми
движениями ладоней для изображения
предметов круглой формы (шарик, яблоко,
ягода и другие), сплющивать комочек между
ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать

16

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

пальцами
углубление
в
середине
сплющенного комочка (миска, блюдце).
Педагог учит соединять две вылепленные
формы в один предмет: палочка и шарик
(погремушка или грибок), два шарика
(неваляшка) и тому подобное. Педагог
приучает детей класть глину и вылепленные
предметы на дощечку или специальную
заранее подготовленную клеенку.
3)

конструктивная деятельность:

•
знакомить
детей
с
деталями (кубик, кирпичик,
трехгранная призма, пластина,
цилиндр),
с
вариантами
расположения строительных
форм на
плоскости;
•
развивать интерес к
конструктивной деятельности,
поддерживать желание детей
строить самостоятельно;

В процессе игры с настольным и напольным
строительным
материалом
педагог
продолжает знакомить детей с деталями
(кубик, кирпичик, трехгранная призма,
пластина,
цилиндр),
с
вариантами
расположения
строительных
форм
на
плоскости. Педагог продолжает формировать
умение у детей сооружать элементарные
постройки по образцу, поддерживает желание
строить что-то самостоятельно; способствует
пониманию пространственных соотношений.
Педагог
учит
детей
пользоваться
дополнительными сюжетными игрушками,
соразмерными масштабам построек
(маленькие машинки для маленьких гаражей и
тому подобное). По окончании игры приучает
убирать все на место. Знакомит детей с
простейшими
пластмассовыми
конструкторами. Учит совместно с взрослым
конструировать башенки, домики, машины. В
летнее время педагог развивает интерес у
детей к строительным играм с использованием
природного материала (песок, вода, желуди,
камешки и тому подобное).

4)
•

музыкальная деятельность:

воспитывать интерес к 1)

Слушание:

17

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

музыке, желание слушать
музыку, подпевать, выполнять
простейшие
танцевальные
движения;
•
приобщать
к
восприятию музыки, соблюдая
первоначальные правила: не
мешать соседу вслушиваться в
музыкальное произведение и
эмоционально на него
реагировать;

педагог учит детей
внимательно слушать
спокойные и бодрые
песни, музыкальные
пьесы
разного
характера, понимать,
о чем (о ком) поется,
и
эмоционально
реагировать
на
содержание;
учит
детей различать звуки
по высоте (высокое и
низкое звучание
колокольчика,
фортепьяно,
металлофона).

2)

Пение:

18

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

Примерный перечень
музыкальных
произведений.
•
Слушание.«Наша
погремушка», муз. И.
Арсеева, сл. И.
Черницкой;
«Весною», «Осенью»,
муз. С. Майкапара;
«Цветики», муз. В.
Карасевой, сл. Н.
Френкель; «Вот как
мы умеем», «Марш и
бег», муз. Е.
Тиличеевой, сл. Н.
Френкель; «Кошечка»
(к игре «Кошка и
котята»),
муз.
В.
Витлина, сл. Н.
Найденовой;
«Микита»,
белорус,
нар. мелодия, обраб.
С.
Полонского;
«Пляска
с
платочком», муз. Е.
Тиличеевой, сл. И.
Грантовской;
«Полянка», рус. нар.
мелодия, обраб. Г.
Фрида; «Утро», муз.
Г. Гриневича, сл. С.
Прокофьевой.
•
Рассказы
с
музыкальными
иллюстрациями.
«Птички», муз. Г.
Фрида; «Праздничная
прогулка», муз. А.
Александрова.

педагог
вызывает
активность детей при
подпевании и пении;
развивает
умение
подпевать фразы в
песне (совместно с
педагогом); поощряет
сольное пение.

4)

Примерный перечень
музыкальных
произведений.
•
Пение.
«Баю»
(колыбельная), муз.
М.
Раухвергера;
«Белые гуси», муз. М.
Красева,
сл.
М.
Клоковой; «Дождик»,
рус. нар. мелодия,
обраб.
В.
Фере;
«Елочка», муз. Е.
Тиличеевой, сл. М.
Булатова; «Кошечка»,
муз. В. Витлина, сл.
Н. Найденовой;
«Ладушки», рус. нар.
мелодия; «Птичка»,
муз. М. Раухвергера,
сл.
А.
Барто;
«Собачка», муз. М.
Раухвергера, сл. Н.
Комиссаровой;
«Цыплята», муз. А.
Филиппенко, сл. Т.
Волгиной;
«Колокольчик», муз.
И. Арсеева, сл. И.
Черницкой.
• Игры с пением.
«Игра с мишкой»,
муз. Г. Финаровского;
«Кто
у
нас
хороший?», рус. нар.
песня.

Музыкально-ритмические движения:

педагог развивает у
детей
эмоциональность
и
образность
восприятия
музыки
через движения;
продолжает
формировать у детей
способность
воспринимать
и
воспроизводить
движения,
показываемые
взрослым
(хлопать,
притопывать ногой,
19

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

Примерный перечень
музыкальных
произведений.
•
Музыкальноритмические
движения. «Дождик»,
муз. и сл. Е.
Макшанцевой;
«Воробушки»,
«Погремушка,
попляши»,
«Колокольчик»,
«Погуляем», муз. И.
Арсеева,
сл.
И.

5)

полуприседать,
совершать повороты

Черницкой; «Вот как
мы умеем», муз. Е.
Тиличеевой, сл. Н.

кистей рук и так
далее); учит детей
начинать движение с
началом музыки и
заканчивать
с
её
окончанием;
передавать
образы
(птичка летает, зайка
прыгает,
мишка
косолапый идет);
педагог
совершенствует
умение
ходить
и
бегать (на носках,
тихо; высоко и низко
поднимая
ноги;
прямым
галопом),
выполнять плясовые
движения в кругу,
врассыпную, менять
движения
с
изменением
характера музыки или
содержания песни.

Френкель.
•
Музыкальные
забавы. «Из-за леса,
из-за
гор»,
Т.
Казакова; «Котик и
козлик», муз. Ц. Кюи.
•
Инсценирование
песен.
«Кошка
и
котенок», муз. М.
Красева, сл. О.
Высотской;
«Неваляшки», муз. 3.
Левиной;
Компанейца.

театрализованная деятельность:

•
пробуждать интерес к
театрализованной игре путем
первого опыта общения с
персонажем
(кукла
Катя
показывает
концерт),
расширения контактов со
взрослым
(бабушка
приглашает на деревенский
двор);
•
побуждать
детей
отзываться на игры-действия
со звуками (живой и неживой
природы),
подражать
движениям животных и птиц
под музыку, под звучащее
слово (в произведениях малых
фольклорных форм);
•
способствовать
проявлению
самостоятельности,
активности в
игре с

Педагог пробуждает интерес детей к
театрализованной игре, создает условия для её
проведения. Формирует умение следить за
развитием действия в играх-драматизациях и
кукольных спектаклях, созданных силами
взрослых и старших детей. Педагог учит детей
имитировать
характерные
действия
персонажей (птички летают, козленок скачет),
передавать эмоциональное состояние человека
(мимикой, позой, жестом, движением).
Знакомит детей с приемами вождения
настольных кукол. Учит сопровождать
движения простой песенкой. Педагог поощряет
у детей желание действовать с элементами
костюмов (шапочки, воротнички и так далее) и
атрибутами как внешними символами роли.

20

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

персонажами-игрушками;
•
развивать
умение
следить
за
действиями
заводных игрушек, сказочных
героев, адекватно реагировать
на них;
•
способствовать
формированию
навыка
перевоплощения в образы
сказочных героев;
• создавать условия для
систематического восприятия
театрализованных
выступлений педагогического
театра (взрослых).

6) культурно-досуговая деятельность:
•
создавать
эмоциональноположительный
климат в группе и ДОО,
обеспечение у детей чувства
комфортности,
уюта
и
защищенности; формировать
умение
самостоятельной
работы
детей
с
художественными
материалами;
•
привлекать детей к
посильному участию в играх,
театрализованных
представлениях, забавах,
развлечениях и праздниках; •
развивать умение следить за
действиями
игрушек,
сказочных героев, адекватно
реагировать на них;
•
формировать
навык
перевоплощения
детей
в
образы сказочных героев.

Педагог
создает
эмоциональноположительный климат в группе и ДОО для
обеспечения у детей чувства комфортности,
уюта и защищенности; формирует у детей
умение самостоятельной работы детей с
художественными материалами. Привлекает
детей к посильному участию в играх с пением,
театрализованных представлениях (кукольный
театр; инсценирование русских народных
сказок), забавах, развлечениях (тематических,
спортивных) и праздниках. Развивает умение
следить за действиями игрушек, сказочных
героев, адекватно реагировать на них.
Формирует навык перевоплощения детей в
образы сказочных героев.

21

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
•
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к
различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового,
социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в
соответствии с возрастными особенностями);
•
приобщение к традициям и великому культурному наследию
российского народа, шедеврам мировой художественной культуры;
•
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка; •
создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в
разных видах художественно-творческой деятельности;
•
формирование
целостной картины
мира на
основе
интеграции
интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; •
создание условий для выявления, развития и реализации творческого
потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его
готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми
(детьми и взрослыми).

22

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

Физическое
развитие

•
обогащать
двигательный опыт детей,
помогая
осваивать
упражнения
основной
гимнастики:
основные
движения (бросание, катание,
ловля,
ползанье,
лазанье,
ходьба,
бег,
прыжки),
общеразвивающие
и
музыкально-ритмические
упражнения;
•
развивать
психофизические
качества,
равновесие и ориентировку в
пространстве; • поддерживать
у детей желание играть в
подвижные игры вместе с
педагогом
в
небольших
подгруппах;
•
формировать интерес и
положительное отношение к
выполнению
физических
упражнений, совместным
двигательным действиям;
•
укреплять
здоровье
детей средствами физического
воспитания,
формировать
культурно-гигиенические
навыки
и
навыки
самообслуживания, приобщая
к здоровому образу жизни.

Педагог формирует умение выполнять
основные движения, общеразвивающие и
музыкально-ритмические
упражнения
в
различных
формах
физкультурнооздоровительной
работы
(утренняя
гимнастика,
физкультурные
занятия,
подвижные игры, индивидуальная работа по
развитию движений и другое), развивает
психофизические качества, координацию,
равновесие и ориентировку в пространстве.
Педагог побуждает детей совместно играть в
подвижные игры, действовать согласованно,
реагировать
на
сигнал.
Оптимизирует
двигательную деятельность, предупреждая
утомление, осуществляет помощь и страховку,
поощряет стремление ребёнка соблюдать
правила личной гигиены и проявлять
культурно-гигиенические навыки.
1) Основная гимнастика (основные движения,
общеразвивающие и строевые упражнения).
•
Основные движения:
•
бросание, катание, ловля: скатывание
мяча по наклонной доске; прокатывание мяча
педагогу и друг другу двумя руками стоя и
сидя (расстояние 50-100 см), под дугу, в
воротца; остановка катящегося мяча; передача
мячей друг другу стоя; бросание мяча от
груди двумя руками, снизу, из-за головы;
бросание предмета в горизонтальную цель и
вдаль с расстояния 100-125 см двумя и одной
рукой; перебрасывание мяча через сетку,
натянутую на уровне роста ребёнка с
расстояния 1-1,5 м; ловля мяча, брошенного
педагогом с расстояния до 1 м;
•
ползание и лазанье: ползание на
животе, на четвереньках до погремушки
(флажка) 3-4 м (взяв её, встать, выпрямиться),
по доске, лежащей на полу, по наклонной
доске, приподнятой одним концом на 20-30
см; по гимнастической скамейке; проползание
под дугой (30-40 см); влезание на
лесенкустремянку
и
спуск
с
нее
произвольным способом;
•
ходьба: ходьба стайкой за педагогом с
перешагиванием через линии, палки, кубы; на
носках; с переходом на бег; на месте,
приставным шагом вперед, в сторону, назад; с
предметами в руке (флажок, платочек,

23

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

ленточка и другие); врассыпную и в заданном
направлении; между предметами; по кругу по
одному и парами, взявшись за руки;
•
бег: бег стайкой за педагогом, в
заданном
направлении
и
в
разных
направлениях; между линиями (расстояние
между линиями 40-30 см); за катящимся
мячом; с переходом на ходьбу и обратно;
непрерывный в течение 2030-40 секунд;
медленный бег на расстояние 40-80 м;
•
прыжки: прыжки на двух ногах на
месте (1015 раз); с продвижением вперед,
через 1-2 параллельные линии (расстояние 1020 см); в длину с места как можно дальше,
через 2 параллельные линии (20-30 см); вверх,
касаясь предмета, находящегося выше
поднятых рук ребёнка на 10-15 см;
•
упражнения в равновесии: ходьба по
дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м); по
наклонной доске, приподнятой одним концом
на 20 см; по гимнастической скамейке;
перешагивание линий и предметов (высота
1015 см); ходьба по извилистой дорожке (2-3
м), между линиями; подъем без помощи рук
на скамейку, удерживая равновесие с
положением рук в стороны; кружение на
месте.
В процессе обучения основным движениям
педагог побуждает детей действовать сообща,
двигаться не наталкиваясь друг на друга,
придерживаться определенного направления
движения,
предлагает
разнообразные
упражнения.
•
Общеразвивающие упражнения:
•
упражнения для кистей рук, развития и
укрепления плечевого пояса: поднимание рук
вперед, вверх, разведение в стороны,
отведение назад, за спину, сгибание и
разгибание, выполнение хлопков руками
перед собой, над головой; махи руками
вверхвниз, вперед-назад;
•
упражнения для развития и укрепления
мышц спины и гибкости позвоночника:
повороты вправо-влево, с передачей предмета
сидящему рядом ребёнку, наклоны вперед из
исходного
положения
стоя
и
сидя;
одновременное сгибание и разгибание ног из
исходного
положения
сидя
и
лежа,
поочередное поднимание рук и ног из
исходного положения лежа на спине;
24

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

•
упражнения для развития и укрепления
мышц брюшного пресса и гибкости
позвоночника: сгибание и разгибание ног,
держась за опору, приседание, потягивание с
подниманием на носки и другое;
•
музыкально-ритмические
упражнения,
разученные
на
музыкальном
занятии,
включаются в содержание подвижных игр и
игровых упражнений; педагог показывает
детям и выполняет вместе с ними: хлопки в
ладоши под музыку, хлопки с одновременным
притопыванием, приседание «пружинка»,
приставные шаги вперед-назад, кружение на
носочках, имитационные упражнения.
Педагог предлагает образец для подражания и
выполняет вместе с детьми упражнения с
предметами: погремушками, платочками,
малыми обручами, кубиками, флажками и
другое, в том числе, сидя на стуле или на
скамейке.
2)
Подвижные игры: педагог развивает и
поддерживает у детей желание играть в
подвижные игры с простым содержанием, с
текстом,
с
включением
музыкальноритмических упражнений. Создает
условия для развития выразительности
движений в имитационных упражнениях и
сюжетных играх, помогает самостоятельно
передавать простейшие действия некоторых
персонажей
(попрыгать,
как
зайчики,
помахать крылышками, как птичка, походить
как лошадка, поклевать зернышки, как
цыплята, и тому подобное).
3)
Формирование основ здорового образа
жизни: педагог формирует у детей полезные
привычки
и
элементарные
культурногигиенические навыки при приеме
пищи, уходе за собой (самостоятельно и
правильно мыть руки перед едой, после
прогулки и посещения туалета, чистить зубы,
пользоваться предметами личной гигиены);
поощряет умения замечать нарушения правил
гигиены, оценивать свой внешний вид,
приводить в порядок одежду; способствует
формированию положительного отношения к
закаливающим и гигиеническим процедурам,
выполнению физических упражнений.

25

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
•
воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной
ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального
благополучия человека;
•
формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в
области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни,
физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма,
гигиеническим нормам и правилам;
•
воспитание
активности,
самостоятельности,
самоуважения,
коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств;
•
приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры
в целях их физического развития и саморазвития;
•
формирование у ребёнка основных гигиенических навыков,
представлений о здоровом образе жизни.

Часть, формируемая участниками ОО
Формирование элементарных математических представлений под редакцией И.А. Помораева и В.А.
Позина по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой). Мозаика-Синтез, Москва, 2015.
Цель: Вызвать у детей интерес к развитию сенсорного-математического
воспитания.
Задачи:
Познакомить детей с количеством, величиной, формой и ориентировкой в пространстве.
Формировать умения различать предметы по величине и обозначать их словами: маленький,
большой.
Развитие предметных действий у детей.
Формировать умения различать предметы по величине и цвету.
Поощрять стремление детей к раскладыванию предметов разной величины от большего к меньшему
и наоборот (в пределах 3-4 размерах)
Побуждать детей к выполнению разнообразных практических действий по различению и
сопоставлению предметов по величине, абстрагируясь от других признаков (форма, цвет) с этой
целью можно предлагать для сравнения ведерки, совочки, лейки, формочки, блюдца, чашечки и т.д.
Поощрять исследовательский интерес детей, проведение простейших наблюдений в процессе
игровой деятельности (вкладыши, мозаики, прорези для разных по величине предметов, ворота для
машин, шариков, мячей) и т.д.
Побуждать находить спрятанные предметы в окружающем пространстве, определять их
местонахождение с помощью слов тут, там, здесь и т.д.
Планируемые результаты:
26

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

•Имеет представление о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник,
многоугольник, 8 цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый,
черный)
• С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.
• Различает один и много предметов.
• Различает большие и маленькие предметы, называет их размер.
• Узнает шар и куб.

Примерное распределение программного материала на год.
Сентябрь
1.Развитие предметных действий
2.Развитие предметных действий
Октябрь
3.Формирование умения различать предметы по форме и называть их; кубик, шарик
Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать,
ставить.
4.Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик.
Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета ладошкой,
ставить, катать.
5.Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик.
Формирование умения выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать,
сооружать простейшие постройки.
6.Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, кирпичик.
Формирование умения сооружать простые постройки.
Ноябрь
7.Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик
Совершенствование предметных действий.
8.Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой,
маленький.
9.Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: маленький,
большой.
10.Развитие умения различать контрастные по величине кубики и называть их: большие кубики,
маленькие кубики.
Формирование умения сооружать простые постройки.
Декабрь
11.Развитие умения различать контрастные по величине шарики и называть их: большой шарик,
маленький шарик.
Совершенствование предметных действий.
12.Развитие умения различать контрастные по величине кубики и шарики Формирование
умения группировать предметы по величине.
27

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

13.Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов:
много-один.
14.Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов:
один-много.
Январь
15.Развитие умения формировать группы однородных предметов, называть количество предметов:
много.
Формирование умения употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.
16.Развитие умения
различать
контрастные по
величине
предметы
и
обозначать их соответствующими словами: маленький, большой.
Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много- один,
одинмного.
17.Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их
соответствующими словами: большой, маленький.
Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много.
18.Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству:
много-мало, мало-много.
Февраль
19.Формирование умения различать предметы по форме и называть их: шарик, кубик.
Развитие умения различать количество предметов: один-много.
Развитие предметных действий.
20.Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик.
Развитие умения различать количество предметов: много
21.Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много, один.
Развитие предметных действий.
22.Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и
обозначать словами: много-один, один-много.
Март
23.Развитие умения различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в
группы по количеству и обозначать в речи: большой, маленький, кубик, шарик, много.
Формирование умения производить простейшие группировки предметов по форме и величине.
24.Формирование умения различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами:
шарик, кубик, кирпичик, много-мало.
Формирование умения сооружать простейшие постройки.
25.Формирование умения различать предмету по количеству и форме, обозначать их словами: кубик,
шарик, кирпичик, много.
Формирование умения сооружать несложные постройки.
26.Формирование умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик) и цвету.
Развитие умения различать и показывать части своего тела.
Формирование умения сооружать несложные постройки.
Апрель
27.Формирование умения различать предметы по величине и цвету. Развитие
предметных действий.
28

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

28.Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с
местом расположения конкретного предмета.
29.Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и
обозначать соответствующими словами: много-один, один-много, много-мало, мало-много и тд.
30.Развитие умения различать количество предметов (много-один), использовать в речи
существительные во множественном и единственном числе.
Развитие у детей умения двигаться за взрослым в определенном направлении.
Май
31.Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и
обозначать их соответствующими словами один-много, много-один, много-много.
32.Формирование умения различать предметы по величине и обозначать их словами: большой,
маленький.

Тематическое планирование с включением регионального компонента в
образовательную деятельность первой младшей группе
Месяц.

Темы недели:

Содержимое регионального компонента по организации
разных видов деятельности с детьми и взаимодействие с
родителями.

Сентябрь.

Здравствуй, детский
сад!

1.Целевая прогулка по участку.
2.Осматривание группы.
3.Познакомить с некоторыми помещениями детского сада.
4. Учить назвать их.
5.Слушатьб произведения Янковской, «Я хожу в детский
сад»
6.Рассматривание иллюстраций, «Какая наша группа»
1.Знать представление о семье, близких людях: мама, папа,
брат, сестра и их участие в жизни.
2.Дидактическая игра м «Назови своё имя, назови имя
мамы»
1.Уточнить имена родителей.
2.Беседа «Мама и папа»
3.Сюжетно - ролевая игра «Семья»
4.Знать близких родственников: Бабушка, дедушка.
5.Рассматривание фотографий «с кем ты живёшь» 6.
«Мы дружная семья»
1.Знать внешние физические способности человека (у
каждого есть голова, руки, ноги, лицо, а на лице есть глаза

Семья.
Я и мои друзья.

Мама, папа, я,
спортивная семья

Я - Человек.

29

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

Октябрь.

Ноябрь.

Осень.

1.Характерные признаки осени.
2.Наблюдать листопад, вянет трава.
2.Рассмотреть листья разных деревьев. 4.Чтение
М Пришвина «Листопад»
5.Наблюдение за дождём.
6.Рассматривать иллюстрации об осени.
Фрукты, овощи,
1.Рассматреть фрукты: Яблоки, грушу, сливу.
огород.
2.Уточнить название, форму и цвет.
3.Рассмотреть иллюстрации.
4.Беседа «Вот какие фрукты»
5.Занть овощи, внешний вид и названия.
6.Дидактическое упражнение «угадай на вкус»
«Овощи фрукты на 1.Сажаем овощи: чеснок, лук, огурцы.
нашем столе»
Лес, деревья.
1. Рассматривать листья разных деревьев.
2.Наблюдаем листопад.
3.Различаем куст и дерево.
4.Дидакттческая игра «Найди такой же листок»
5.Рассматривание иллюстраций с изображением леса (много
деревьев)
Одежда. Обувь.
1.Беседа о зимней одежде.
3.Дидактическая игра «Что,зачем» 4.Различать
по внешнему виду обувь.
5.Игра «Обувной магазин», «Подбери кукле обувь»,
«Назови обувь».
Игрушки.
1.Называть предметы мебели.

Мой дом, мебель.

Кухня Посуда.
Декабрь.

Зима.

Зимующие птицы.

2.Рассматривание картинок из серии «Игрушки» и предметы
игрушечного хозяйства.
3.Беседа. «Домашние животные в жизни человека»
4.Дидактическая игра «Накорми животное»
5.Пдвижная игра «Кот на крыше»
1.Называть предметы мебели.
2.Называть и показывать об предметном назначении.
3.Учить сооружать разную мебель.
1.Знакомим с предметами посуды.
2.Познакомить с посудой и её назначением.
1.Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок.
2.Зимой деревья без листьев.
3.Дать представления о зиме, её признаки.
4.Различать сезонную одежду.
5.Запоминать последовательность одевания на прогулку.
1.Знаьб зимующих птиц (ворона, воробей, голубь)
2.Рассматривать и определять размер.
3.Рассмотривать, иллюстрации-какие птицы прилетают на
кормушку.
30

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

Новогодний
праздник «Новый
год»

Январь.

Каникулы.
Зимние забавы.

Транспорт.

Март.

Мамин праздник.

Весна.

Мир профессий.

Я-Человек.

Апрель.

Неделя здоровья.

Птицы прилетели.
Насекомые.

4.Слушание рассказа «О жизни птиц зимой!
5.Народные потешки о птицах.
6.Игра «Какие бывают птицы»
1.Беседа о новогодних праздниках.
2.Заучивние стихотворений и песен о зиме.
3.Иллюстрация о новогоднем празднике, понимать
содержание картины, называть персонажей и их действия.
4.Рассматривание ёлки и ёлочных игрушек, ответы на
вопросы в ходе рассматривания.
5.Выучить простейшие танцевальные движения-хоровод
«Ёлочка»
1.Рассказ о зиме.
2.Дидактическая игра «Покажи и назови»
3.Рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы»
4.Пожвижная игра «Ладушки- оладушки» Катание
на горках, на санках.
1.Различать и называть по внешнему виду грузовой и
легковой автомобили, а также основные части; колёса,
кабина, кузов, руль, окна.
2.Сюжетно-ролевые игры «Едем на автобусе».
1.Беседа: «Моя семья»
2.Рассматривание иллюстраций с изображением труда мам
дома на работе.
3.Беседа «Мы мамины помощники»
4.Сюжетно ролевая игра «Семья восьмого марта»
1.Беседа «Первые признаки весны»
2.Загадки, пословицы, поговорки о весне.
3.Подвижная игра «перепрыгни через лужу»
1.Знакомить с названиями разных профессий орудиями
труда, с одеждой людей разных профессий.
2.Рассматривать иллюстраций.
1.Знать своё имя и членов своей семьи.
2.Называть воспитателя по имени и отчеству.
3.Понимать, что такое хорошо, что такое плохо.
4.Совместное чаепитие с родителями.
5.Создать стенгазету с фотографиями детей.
6.Игра «Кто у нас хороший?»
1.Закаливающие процедуры с использованием «Солнце,
воздух и вода»
2.Облегчённая одежда.
3.Культурно-гигиенические навыки.
4.Соблюдать режим дня.
5.Лать представление о значении каждого органа
«Ушислышать, глаза-смотреть, и т.д.
1.Рассматривание иллюстраций.
2.Беседа: «Мы не боимся жуков и не обижаем их»
31

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

3.Чтение потешки «Божья коровка», «Каких птиц мы знаем»
Домашние животные 1.Узнавать на сюжетных картинках в игрушках домашних
и их детёныши.
животных (Кошку, собаку, курицу и их детёнышей.
2.Беседа о домашних животных. 3.Игра
«Покорми животных» «Послушай и
назови».
4.Дидактическая игра «Кто как кричит», «Найди маму»,
Дикие животные и их 1.Узнавать на сюжетных картинках
детёныши.
В игрушках диких животных (медведя, лису, волка, и их
детёнышей называть их. 2 Беседа о диких животных.
3.Игра «Назови детёныша»
4.Лото «Дикие животные»
Май.

В гостях у сказки.

Семья.
Я в мире людей.

Лето.

3.

1.РАссмаиртвание иллюстраций русских народных сказок.
2Называть сказки на картинках.
3.Игра «Отгадай из какой сказки» 4.Показ
настольных сказок.
5.Театрализованный показ сказки «Три медведя»
1.Называть свой дом и квартиру.
2.Называть своё имя и имена своих членов семьи.
1.Знокомить с родным городом.
Его названия, улицы, дом, магазин, поликлиника.
2. Познакомить с транспортом и городскими профессиями
«Врач, полицейский, продавец»
1.Дать представление о лете (сезонные изменения в природе,
одежда людей на участке детского сада)
2.Знать домашних и диких животных, различать фрукты и
овощи.
3.Праздник Лето.

Организационный раздел

Список методической литературы
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – М.:
МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2020.
2. Помораева И.А., Позина В.А.Формирование элементарных математических представлений в
ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
3. Колдина Д.Н. Лепка в ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е
изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
32

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

4. Колдина Д.Н. Аппликация в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет.
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
5. Федорова С. Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет. Вторая группа
раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
6. Ефанова З.А. Познание предметного мира. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград:
Учитель.
7. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа. - М.: Учитель, 2014.
8. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:
технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).
Сентябрьноябрь /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017. 9. Планирование
организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:
технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).
Декабрьфевраль /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017. 10. Планирование
организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:
технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Март-май
/авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.
11. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая
группа раннего возраста. 2-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
12. Степаненкова Э.Я.
Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.:
МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2020.
13. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа
раннего возраста (от 2 до 3 лет) /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2018.
14. Свободные интернет-источники.

Нормативное сопровождение
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
2.
Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
“Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных
требованиях в Российской Федерации”»
3.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
“Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся»
4.
Обновленный ФГОС ДО - Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении
изменений…» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 № 72264)
33

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

5.
Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики
по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
6.
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
28.12.2022 № 71847)

34

МБДОУ детский сад № 27 с.Кизляр

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».