Программа Яркие краски

Паспорт программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Яркие краски»
Руководитель программы:
Сапият Ирамазановна

педагог дополнительного образования, Казанбиева

Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад №27 с.Кизляр, Республики Северная
Осетия - Алания
Адрес: Р О-Алания, г. Моздок, с.Кизляр, ул.Терекская 2 «Б» 89604208984
Электронная почта: detsad27kizlyar@mail.ru
Программа реализуется в Муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении - детский сад №27 с.Кизляр, Республики Северная
Осетия - Алания
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Социальный статус: воспитанники дошкольного образовательного учреждения
Цель программы: Целью программы является развитие творческих способностей,
фантазии, воображения детей на основе формирования начальных знаний, умений
и навыков в рисовании, декоративно-прикладном искусстве, лепке.
Направленность программы: художественная
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: ознакомительный
Способ освоения содержания образования: креативный

ВВЕДЕНИЕ
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач
эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественнотворческой и практико-ориентированной.
В целом занятия декоративно-прикладным, изобразительным искусством в рамках
данной программы помогают детям осознать связь искусства с окружающим миром,

2

позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании
художественной среды. Дети овладевают языком искусства, учатся работать
различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития
ребенка, как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительнотворческой деятельности в целом.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька»
(далее программа) имеет художественную направленность и разработана для детей
6-7 лет. Программа направлена на формирование и развитие ребенка через
первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях
искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей
действительностью,
понимание
искусства
в
тесной
связи
с
общими
представлениями людей о гармонии.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
актами:
•

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,

•

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р
г.Москва)

•

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
(приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),

•

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года №
093242),

•

П
2.4.3648-20
"
анитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"

•

СанПин от 30 июня 2020 года 3.1/2.4.3598-20 " Санитарноэпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

•

Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения - детский сад №27 с.Кизляр Республики Северная Осетия Алания;

3

и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях
художественной направленности и спецификой работы учреждения.
Направленность
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы художественная.
Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность
изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть
результат своей работы. Каждое занятие включает теоретическую и практическую
части.
Новизна данной программы состоит в том, что в процессе обучения воспитанники
получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и
воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации
форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся
мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в
новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать
современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического
вкуса,
трудовой
и
творческой
активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности.
Занятия
изобразительным
искусством
являются эффективным
средством приобщения
детей
к
изучению народных традиций.
Знания,
умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам,
выставляя свои работы.
Цель программы: Целью программы является развитие творческих способностей,
фантазии, воображения детей на основе формирования начальных знаний, умений
и навыков в рисовании, декоративно-прикладном искусстве, лепке.

Задачи программы
Обучающие: Формирование умений и навыков работы с различными
художественными материалами и техниками; знакомство воспитанников с
первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;
формирование знаний об основах цветоведения, о правилах изображения
окружающего мира по памяти и с натуры.

4

Развивающие: Развитие устойчивого интереса детей к различным видам
изобразительной деятельности; зрительной и вербальной памяти; образного
мышления и воображения.
Воспитательные: Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости
к прекрасному; активного зрителя.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой
области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Принципы построения работы:
•

принцип
культуросообразности:
построение
и/или
корректировка
универсального эстетического содержания программы с учётом региональных
культурных традиций;

•

принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка
задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к
сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному
и незнакомому»;

•

принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса:
предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к
ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.

•

принцип
развивающего
характера
художественного
образования:
проектирование содержания продуктивной деятельности осуществляется в
логике развивающей и развивающейся деятельности (ребёнок развивается в
деятельности и сама деятельность развивается). Приоритетными становятся
задачи развития каждого ребёнка, с учётом возрастных, половых и
индивидуальных особенностей.

•

принцип
культурного
обогащения
(амплификации)
содержания
изобразительной
деятельности,
в
соответствии
с
особенностями
познавательного развития детей;

•

принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание
человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

•

принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

•

принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

•

принцип
естественной
радости
(радости
эстетического
чувствования и деяния, сохранение непосредственности
реакций, эмоциональной открытости).

восприятия,
эстетических

Программа «Яркие краски» имеет учебно-тематический план, рассчитанный на 1 год
освоения.

5

Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход
педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных
бесед.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания
сложности поставленных задач.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному
материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Форма проведения занятий
Групповые занятия – 15 человек.
Недельная нагрузка в часах (академических часах) – 2 часа в неделю.
Продолжительность занятия (академического часа):
30 минут - для возраста 5-7 лет.
Продолжительность занятия (академического часа) устанавливается на основании
действующего П 2.4.3648-20 " санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе
используются основные формы обучения:
•

Интегрированные занятия;

•

Практические занятия;

•

Игровые формы организации занятий;

•

Выставки;

•

Экскурсии.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала и подкрепляется практическим освоением темы. По каждому блоку
предполагаются познавательные и ролевые игры, конкурсы. Постоянный поиск
новых форм и методов организации учебного и воспитательного процессов
позволяет делать работу с детьми разнообразной, эмоционально и информационно
насыщенной.
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
•

Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия, работа с
литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.) основное

назначение метода – организация усвоения информации обучаемым путем
сообщения им учебного материала и объяснение его успешного восприятия.

6

Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов
передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества.
•

Репродуктивный (практические
программирование).

упражнения

и

задания;

алгоритмы;

Основное назначение опыта – формирование навыков и умений использования и
применения научных знаний. уть метода состоит в повторении (многократном)
способа деятельности пол заданию педагога. Деятельность педагога заключается в
разработке и сообщении образца, а деятельность воспитанника – в выполнении
действий по образцу.
•

Частично-поисковый
или эвристический – (эвристическая беседа;
случайный поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др.)

основное назначение метода – постепенная
самостоятельной постановке и решению проблем.
•

подготовка

обучаемых

к

Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект).

сущность метода – обеспечение организаций поисковой творческой деятельности
обучаемых по решению новых для них проблем.
•

Игровой. Используется при реализации программы в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы,
раздела учебного предмета;
в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление
поведением).

Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
•

Качество усвоения;

•

Уровень овладения деятельностью; социологический:

•

Умение строить отношения в коллективе;

•

Уровень развития коллектива Индивидуально-личностные:

•

Широта и устойчивость интересов;

7

•

Общекультурный кругозор;

•

Уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;

•

степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать,
принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных
возможностей, терпимость и лояльность.

Воспитанности:
•

сформированность качеств; Психологического комфорта:

•

степень оптимизма, защищенности, уверенности;

•

эмоциональное состояние;

•

межличностные отношения;  социальное благополучие.

Основные методы обучения:
•

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

•

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

•

практический;

•

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);


игровой.

Основное время отводится практической деятельности, поэтому создание
творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит
воспитанников с различными материалами и техниками, что способствует
стимулированию интереса и творческой активности воспитанников.
В программе учтен принцип системности и последовательности обучения.
Последовательность в обучении поможет воспитанникам применять полученные
знания и умения в изучении нового материала. одержание программы составляют
темы, которые разработаны исходя из возрастных возможностей детей.
Формирование у воспитанников умений и навыков происходит постепенно: от
знакомства со свойствами художественных материалов, изучения основ
изобразительного творчества до самостоятельного составления и решения работы в
материале.
Средства обучения
•

материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными
пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

•

наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд работ воспитанников, настенные иллюстрации, магнитные доски,
интерактивные доски;

8

•

демонстрационные: муляжи, чучела птиц и
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

•

электронные
образовательные
ресурсы:
учебники, мультимедийные универсальные
образовательные ресурсы;

•

аудиовизуальные:
аудиозаписи.

слайд-фильмы,

животных,

гербарии,

мультимедийные
энциклопедии, сетевые

видеофильмы,

учебные

кинофильмы,

Ожидаемые результаты усвоения программы
По итогам 1 года обучения должны знать:
-название техники, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных
приемов рисования;
-изобразительно-выразительные средства: пятно, набрызг, цвет, печать, эстамп
(оттиск).
- произведения мастеров нетрадиционного искусства рисования;
- различные способы создания изображения;
-значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись
(ладоневая, пальчиковая).
Должны уметь:
-Пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования; создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных
приемов рисования;
-создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми
рисунок;
-создавать рисунок по собственной инициативе.
Будут способны:
-высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению
впечатлений, эмоций;
-проявлять бережное отношение к произведениям искусства, аккуратность и
собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым; интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве;
-приобретение важных социальных навыков- умеют действовать вместе,
дожидаться своей очереди, радоваться общему результату;
- проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг друга.

Учебный план

9

№

содержание

Количество
занятий

1

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности,
знакомство с инструментами и материалом.

1

2

Рисование

30

3

Лепка

17

4

Аппликация

16

5

Знакомство с нетрадиционными техниками

8

В ЕГО часов

72

Учебно-тематический план

№п/п

Тема занятий

(срок освоения программы 1 год)
Всего
Всего часов
часов
теорити
практи
ческих
ческих

1.

Вводное занятие, инструктаж по 1
технике безопасности, знакомство с
инструментами и материалом.

2.

Ваза с листьями

1

1

3.

Осеннее дерево

1

1

4.

Кораблик

1

1

5.

Крошка Осьминожка

1

1

10

1

6.

Весёлый лягушонок

1

1

7.

Гусята

1

1

8.

Мой аквариум

1

1

9.

Радужные картинки

1

1

10. совушка - сова

1

1

11. Мишка - косолапый

1

1

12. Портрет львёнка

1

1

13. Винни Пух

1

1

14. Кошка

1

1

15. Пингвины

1

1

16. Мышка

1

1

17. страусёнок

1

1

18. солнышко лучистое

1

1

19. Котята

1

1

20. Матрёшка

1

1

21. Ваза с цветами

1

1

22. Портрет мамы

1

1

23. Цветочек

1

1

24. Открытка для мамы

1

1

25. Наши зимние забавы

1

1

26. Ёлочка – красавица

1

1

27. Зимний букет

1

1

28. Зайка беленький

1

1

29. Пингвин

1

1

30. сказочный лес

1

1

31. снеговик

1

1

32. Разноцветные игрушки

1

1

11

33. Новогодняя ёлка

1

1

34. Дедушка Мороз

1

1

35. Открытка « Новым годом!»

1

1

36. Рукавичка

1

1

37. Лисичка - сестричка

1

1

38. синички

1

1

39. Два барана

1

1

40. Черепаха

1

1

41. Портрет папы

1

1

42. солдат

1

1

43. Морячок

1

1

44. Цветы в подарок маме

1

1

45. Бабочка

1

1

46. Валентинка

1

1

47. Чебурашка

1

1

48. Кто живёт в траве?

1

1

49. Пчёлка по имени Зинка

1

1

50. Цыплята с курочкой

1

1

51. Одуванчики

1

1

52. Букет для мамы

1

1

53. Цыплятки – жёлтые ребятки

1

1

54. Веточка мимозы

1

1

55. Пчёлка

1

1

56. Космическое путешествие

1

1

57. слонёнок

1

1

58. Петушок

1

1

59. Лебеди на пруду

1

1

12

60. Божья коровка

1

1

61. Мышка с сыром

1

1

62. Яблочко с червячком

1

1

63. Лягушка

1

1

64. Павлин

1

1

65. Бабочка - красавица

1

1

66. Море

1

1

67. Пасхальная корзинка

1

1

68. Фантастическое дерево

1

1

69. Лесная полянка
(коллективная работа)
70. Живописный луг
( оттиск скомканной бумагой)
71. Черёмуха
(тычок
ватными
палочками)
72. Весёлые кляксы
( кляксография)

1

1

1

1

1

1

1

1

Выставка
72

Всего часов:

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Акварелька» предусматривает несколько основных видов деятельности:
беседы об изобразительном искусстве, выполнение практических работ, участие в
выставках, конкурсах, направленных на более прочное усвоение материала.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая
часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность
понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства
выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с
собственным жизненным опытом.
1.
Тема: Вводное занятие. Чем и как рисует художник? Познакомить детей с
художественными материалами. Учить рисовать цветы способом примакивания
кисточки. содержание: Иллюстрированный рассказ о материалах и инструментах,
которыми будут пользоваться маленькие художники. Вводный инструктаж.
Материалы: кисти №2 и №6, акварель, альбом.

13

2.
Тема: Ваза с листьями. Научить рисовать осенние листья. Познакомить с
теплыми красками. Закреплять навыки получения из основных цветов (желтый и
красный) составной (оранжевый). содержание: загадка про листопад. Зарисовка
формы листьев (лодочка). Показ получения оранжевой краски на палитре. Заливка
фона.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А4, палитра, карандаш.
3.
Тема: Осеннее дерево. Учить передавать образ осеннего дерева, осеннюю
окраску листвы. Познакомить детей с обрывной аппликацией.
содержание: беседа об осеннем дереве. Загадка про осень. Отличие цветовой гаммы
для изображения листвы летом и осенью.
Материалы: альбом, цветная бумага, клей – карандаш, фломастеры.
4.
Тема: Кораблик.
Понятие «живая линия».

Знакомство с пластическим
разнообразием
Освоение графического языка.

линий.

содержание: показать какие бывают линии, какой у них характер (сонная, весёлая,
страшная, прыгучая, зубастая и т.д.). Последовательно показать, как с помощью
обычных линий изобразить море с корабликом.
Материалы: альбом, фломастеры.
5.
Тема: Крошка Осьминожка. Развивать у детей чувство цвета, умение
выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами.
содержание: загадки про морских обитателей. Показать сходство очертаний
осьминога с силуэтом перевернутой ладони. Учить создавать выразительные образы
морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога).
Материалы: альбом, гуашь, кисти № 5.
6.
Тема: Весёлый лягушонок. Учить лепить из пластилина фигурку лягушки.
Передавать образ лягушки, используя мелкие детали и дополнения.
содержание: загадка про лягушку. Рассмотреть
изображением лягушек. Этапы выполнение.

картинки,

фотографии

с

7.
Тема: Гусята. создание аппликации из больших и маленьких кругов,
полукругов. Познакомить с новым приемом работы с бумагой. Развивать чувство
формы и композиции. содержание: прослушать народную песню «Два весёлых гуся».
Показ работы.
8.
Тема: Мой аквариум. Познакомить с
рельефной лепкой - создавать
уплощенные фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами и рисунками
(прорезами); ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм
(овальное туловище плюс несколько вариантов хвоста и плавников, треугольное
туловище плюс несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать
комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки
пятнами, точками, чешуей, полосками. содержание: рассматривание рыбок в
аквариуме, иллюстраций.
Материалы: бумажная одноразовая тарелочка, пластилин.

14

9.
Тема: Радужные картинки. Познакомить с техникой рисования с помощью
цветных карандашей заштриховывать изображение по шаблоны.
содержание: заготовить шаблоны цветов и бабочек, наглядно показать способ
штриховки. Материалы: альбом, цветные карандаши.
10. Тема: Совушка – Сова. Познакомить с особенностями строения и образа
жизни совы, совершенствовать умение изображать птиц, передавая характерные
особенности формы тела, учить рисовать овал сразу кисточкой.
содержание: рассказ про сову, рассматривание картинок с изображением сов.
Материалы: альбом, гуашь, кисти №5.
11. Тема: Мишка – косолапый. Учить делать из геометрических фигур
медвежонка. содержание: загадка про медвежонка. Вырезание по обведенному
трафарету геометрических фигур – прямоугольник, круг и составление из деталей
медвежонка. Материал: картон цветной, трафареты деталей, цветная бумага, клей,
ножницы, пластилин.
12. Тема: Портрет львёнка. Знакомство с жанром изобразительного искусства –
портрет. Научить создавать образ льва. Развивать фантазию и творчество.
содержание: загадка. Зарисовка на альбомном листе головы львёнка. Этапы работы
на формате от пятна. Прорисовка фломастерами глаз, усов, полосок. Материал:
формат А4, альбом, карандаш, фломастеры.
13. Тема: Винни Пух. Учить лепить Винни Пуха из футляра из под киндер
сюрприза. Закреплять навыки соединения частей с помощью примазывания. Учить
дополнять образ мелкими деталями. содержание: рассматривание иллюстраций с
изображением Винни Пуха. стихотворение. Этапы работы над лепкой Винни Пуха.
Материал: пластилин, стеки, дощечки, футляр из под киндера.
14. Тема: Кошка. Продолжать учить рисовать домашних животных. Познакомить
с новыми графическими материалами. Передавать пушистость с помощью угля,
сангины или пастельных мелков. одержание: загадка про кошку. Этапы рисования
кошки с помощью мягких графических материалов. Образ кошки.
Материал:
пастель, альбом.
15. Тема: Пингвины. Учить изображать арктических животных. Продолжать
учить рисовать с помощью восковых мелков и акварели. Воспитывать интерес к
природе, к животному миру. Пингвины, среда их обитания. Чтение отрывка из
книги «Про пингвинов». содержание: показ последовательности рисования
пингвинов.
Материал: альбом, акварель, кисти, восковые мелки.
16. Тема: Мышка. Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Научить
создавать из геометрических фигур – круг, треугольник, мышку. Развивать
творчество, фантазию. содержание: сказка про непослушного мышонка. Показ
«лепки» из бумаги мышки. Вырезание необходимых геометрических деталей для
создания ее образа, дополнить мелкие детали пластилином. Материал: цветная
бумага, клей, ножницы, картон, пластилин.

15

17. Тема: Страусёнок.
Продолжать учить лепить конструктивным методом,
передавать образ страуса через мелкие детали. Развивать творчество, фантазию.
содержание: загадка. Этапы работы. Материал: пластилин,
стеки, дощечки,
зубочистки. Показ раскатывания, скатывания, соединения частей.
18. Тема: солнышко лучистое. Продолжать знакомить с теплыми красками.
Научить рисовать солнышко, используя различные линии для лучиков. Научить
получать из основных цветов (желтый и красный) составной (оранжевый).
содержание: загадка. Зарисовка различных видов линии (прямая, волнистая,
острая). Придумать и зарисовать свое солнышко, используя различную линию для
лучей. Работа от пятна по всей поверхности листа. Показ создания оранжевой
краски на палитре. Заливка фона. Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, альбом,
палитра.
19. Тема: Котята. Познакомить с новым видом соединения деталей для
получения полуобъемного котенка. Развивать художественный вкус, фантазию.
содержание: загадка про котят. Показ соединения деталей. Украшение мелкими
деталями для создания образа. Материал: картон цветной, цветная бумага,
карандаш, ножницы, клей.
20. Тема:
Матрёшка. Знакомство с Полхов - Майданской матрешкой.
Продолжать учить рисовать орнаменты. Развивать точность руки и мелкую
моторику. содержание: рассматривание иллюстраций с расписными матрешками.
Показ складывания матрешек одну в другую (игра). Зарисовка орнамента в круге.
Материал: бумага в виде силуэта матрешек, гуашь, кисти, альбом, карандаш.
21. Тема: Ваза с цветами. Познакомить с жанром «натюрморт», учить детей
воссоздавать в памяти и называть цветы, растущие в саду, их цвет, форму.
содержание: предварительная работа - рассматривание картин с
цветов; беседа о цветах, месте их произрастания. Загадки про
основных приемов лепки из целого куска пластилина (скатывание,
примазывание). Этапы работы над лепкой цветов. Показ
скатывания, соединения частей.

изображением
цветы. Показ
раскатывание,
раскатывания,

Материал: пластилин, стеки, дощечки, зубочистки.
22. Тема: Портрет мамы. Продолжать знакомить детей с портретной
живописью, учить передавать характерные особенности лица, соблюдать
пропорцию, форму. Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вызывать
у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке основные
детали костюма мамы. содержание: рассматривание рисунков, портретов.
Последовательность рисования портрета. создание женского образа с помощью
выразительных средств (линия, пятно).
Материал: краски гуашь, кисти, простой карандаш, альбом.
23. Тема: Цветочек. Продолжать учить работать с бумагой. Воспитывать желание
порадовать своих мам. Воспитывать аккуратность, терпение, стремление доделать
работу до конца. содержание: стихотворение о маме. Показ работы - складывание

16

цветка из полосок цветной бумаги. Варианты складывания бумаги для передачи
еще не раскрывшегося бутона и цветущего растения. Материалы: цветная бумага,
картон, ножницы, клей.
24. Тема: Открытка для мамы. Обучить выполнять бахромчатые цветы в
технике «квиллинг», скручивать полоски бумаги, придавать им форму «капли»,
«глаза», составлять из деталей и элементов композицию. содержание:
рассматривание наборов поздравительных открыток и иллюстраций с цветами.
Последовательность выполнения работы. Материалы: цветной картон, цветная
бумага, ножницы, клей.
25. Тема: Наши зимние забавы. Учить рисовать фигуру человека в зимней
одежде (в комбинезоне), передавая форму частей тела, их расположение,
пропорцию, учить передавать простые движение рук и ног, подводить детей к
передачи образа нетрадиционным способом (при помощи рук). содержание: беседа о
зимних играх. Рассмотреть иллюстрации зимних игр. Показать, как с помощью
ладошки нарисовать человечка.
26. Тема: Ёлочка-красавица. Продолжать знакомить с пейзажем. Развивать у
детей эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению ночного
неба, елочки, лесных зверей. содержание: стихотворения и загадки. Зарисовка
различных животных конструктивным методом. Показ рисования елки. Материал:
альбом, гуашь, кисти.
27. Тема: Зимний букет. Учить создавать образ букета для «Зимы». Продолжать
знакомить с холодными цветами и их оттенками. Закреплять умения работать
различными линиями для передачи характера букета. Продолжать учить работать
гуашевыми красками.
содержание: загадка про зиму. Беседа о цвете зимы.
Заливка фона различными оттенками холодных цветов, которые получаются с
помощью белил. создание образа букета для Зимушки с помощью цвета и линий.
Показ рисования цветов.
Материал: гуашь, кисти, альбом.
28. Тема: Зайка беленький. Познакомить
детей с аппликацией из ваты.
Продолжать учить украшать и дополнять образ мелкими деталями. содержание:
стихотворение или загадка. Поэтапный показ работы. Материал: цветной картон,
вата, клей, ножницы.
29. Тема: Пингвин. Продолжать учить создавать птиц из футляров от
«киндерсюрпризов», с помощью размазывания пластилина. Развивать творчество,
фантазию. содержание: загадка про пингвина. Показ работы. Материал: футляры
от «киндер-сюрпризов», пластилин.
30. Тема: сказочный лес. Закрепить представления об основных частях дерева
(ствол, ветви, хвоя); учить стилизовать – упрощать форму дерева в геометрическую
фигуру; познакомить с техникой составления коллажа; развивать творческое
воображение, познавательные способности. содержание: рассмотреть картинки
деревьев, показать способы стилизации деревьев. Материалы: альбом, цветная
бумага, ножницы, клей, фломастеры.

17

31. Тема: снеговик. Научить рисовать круги сразу кисточкой. Продолжать учить
работать различными линиями, передавая образ снеговика. содержание: загадка.
Зарисовка на альбомном листе снеговика. Показ готовой работы.
Материалы:
альбом, гуашь, кисточки.
32. Тема: Разноцветные игрушки. Направить детей на поиск новых способов
украшения новогодних игрушек; развивать воображение и умение переносить
знакомые способы и приемы работы в новую творческую ситуацию; предложить
вылепить,
новогоднюю
игрушку
способом
размазывания.
содержание:
рассматривание картин с новогодними игрушками. Материалы: заготовки игрушек,
пластилин, пайетки.
33. Тема: Новогодняя ёлка. Научить создавать новогоднюю ёлку, используя
пластилин
и
картон.
Закрепление
навыков
пластилиновой
живописи,
приклеивания. содержание: демонстрация новогодних ёлок. Показ работы.
Украшение ёлки с использованием бус, ниток, пайеток. Материалы: цветной картон,
цветная бумага, клей, ножницы, бусы, пайетки, нитки, пластилин.
34. Тема: Дедушка Мороз. Продолжать учить рисовать ладошкой. Развивать у
детей эмоциональное отношение к изображению. содержание: стихотворение и
загадки. Последовательность рисования Деда Мороза. Материал: тонированный
картон, краски гуашь, кисти.
35. Тема: Открытка « Новым годом!».
Продолжать учить анализировать
образец, составлять план выполнения работы, сравнивать формы, составлять
композицию. Учить выполнять аппликацию по типу оригами - сгибать лист бумаги
определенной формы в определенной последовательности. Воспитывать желание
приносить радость своим близким в канун праздника. содержание: рассмотреть
новогодние открытки. Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз, силуэта
елочки. Приклеивание половинок силуэта друг к другу. Приклеивание получившейся
елочки на внутренний сгиб открытки. Украшение титульной стороны открытки.
Материал: картон, ножницы, черный (или коричневый) фломастер, клей.
36. Тема: Рукавичка.
Продолжать учить детей пластилиновой живописи,
сглаживать и выравнивать края; украшать рукавичку ленточным орнаментом,
учить выполнять ленточный орнамент. Развивать творчество, аккуратность,
стремление выполнять работу красиво. содержание: предварительная работа рассматривание ленточных орнаментов. Показ основных приемов пластилиновой
живописи. Этапы работы над лепкой рукавички.
Материал: пластилин, стеки, образцы орнамента, дощечки.
37. Тема: Лисичка сестричка. Продолжать учить делать аппликацию животных
из геометрических фигур. Воспитывать аккуратность. Научить создавать образ
лисы, используя мелкие детали. содержание: предварительная работа рассматривание книг и открыток с изображением лисы. Загадка. Материал:
цветная бумага, картон, клей, ножницы, пластилин.
38. Тема: синички. Продолжать учить рисовать птиц. Учить компоновать на
листе. Передавая характерную окраску и мелкие детали, создавать образ синиц,

18

сидящих на ветке сосны. Развивать фантазию, творчество. содержание:
стихотворение и загадки. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Зарисовка на альбомном листе. Работа на формате от пятна на фоне. Материал:
альбом, краски гуашь, кисти.
39. Тема: Два барана. Продолжать лепить полые фигурки из пластилина. Научить
передавать фактуру пластилином. содержание: загадка про барана. Этапы работы.
Раскатывание и складывание в трубочку туловища фигурки, потом головы.
Проработка деталей. Показ работы над созданием шерсти на туловище, скатывания
жгутиков в колечки.
40. Тема: Черепаха. Заинтересовать детей рисованием животных жарких стран в
их среде обитания - среди лесов и степей. Развивать разумное и бережное
отношение к природе. Закреплять полученные навыки рисования (рисование
концом кисти, использование тычка). содержание: рассматривание животных
жарких стран на иллюстрациях книг. Последовательность рисования черепахи.
Материал: краски гуашь, простые карандаши для рисования эскиза, кисти, ватные
палочки.
41. Тема: Портрет папы. Продолжать знакомить детей с портретной живописью,
учить передавать характерные особенности лица, соблюдать пропорцию, форму.
Развивать художественный вкус, самостоятельность. содержание: рассматривание
рисунков, портретов. Последовательность рисования портрета. создание мужского
образа с помощью выразительных средств (линия, пятно). Материал: краски
акварель, кисти, простой карандаш, альбом, фломастеры
42. Тема: солдат. Формировать знания детей о моряке, танкисте, лётчике.
Побуждать называть различия в военной форме, и роли в Российской армии.
содержание: показать иллюстрации с различными видами войск. Загадки.
Материалы: акварель, восковые мелки.
43. Тема: Морячок. создание выразительного образа. Изображение моряка с
передачей характерных особенностей: костюм и бескозырка. Воспитание
патриотических чувств. содержание: беседы о профессии моряк, о его внешнем
виде, форме, рассматривание иллюстраций. Материалы: альбом, цветная бумага,
клей, ножницы, фломастеры.
44. Тема: Цветы в подарок маме. Продолжать учить рисовать цветы (венчик из
ярких лепестков, стебель, листья). Продолжать упражнять рисования гуашевыми
красками. Развивать чувство формы и цвета. содержание: рассмотреть
изображение комнатных растений, показать их многообразия формы и цвета.
Этапы работы. Материалы: альбом, гуашь, кисти, шаблоны кашпо, клей, ножницы.
45. Тема: Бабочка. Продолжить знакомить с пластилиновой живописью,
развивать творчество, фантазию. содержание: загадка. Показать разнообразие
бабочек в природе. Материал: пластилин

19

46. Тема: Валентинка. Закреплять умение пользоваться шаблонами, закреплять
умение аккуратно пользоваться клеем при нанесении на картон. содержание:
рассказать детям, что это за праздник – День святого Валентина. Материалы:
цветная бумага, цветные салфетки, шпажка, клей, ленточка.
47. Тема: Чебурашка. Продолжать учить передавать образ пушистой игрушки.
Учить работать по сырому листу. Закреплять навыки рисования кистью. Учить
располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок, заливать фон.
содержание: показ репродукций по сказкам Чарушина. Показ последовательности
рисования по сырому листу.
Материал: гуашь, кисти, альбом.
48. Тема: Кто живёт в траве? Закрепить знания детей о насекомых. Учить
изображать шмелей, бабочек и муравьев, передавая их внешний вид и движение.
совершенствовать
умение
рисовать
карандашами.
Воспитывать
художественноэстетический вкус. содержание: рассмотреть изображение разных
насекомых. Загадки.
Материалы: альбом, фломастеры, акварель.
49. Тема: Пчёлка по имени Зинка. Познакомить детей с образом жизни и средой
обитания пчёл, продолжать формировать умение раскрашивать рисунок с помощью
восковых мелков и акварели. содержание: чтение стихотворения «Пчёлка по имени
Зинка». Материалы: альбом, акварель, восковые мелки.
50. Тема: Цыплята с курочкой. Учить лепить курочку с цыплятами из шариков.
Дать понятие о большом и маленьком. Развивать творчество и фантазию.
содержание: загадки домашнюю птицу. Показ иллюстраций с изображением цыплят
и курочки. Материал: пластилин, трубочки для сока.
51. Тема: Одуванчики. способствовать закреплению умения аккуратно
пользоваться клеем; расширить и уточнить знания об одуванчике. содержание:
загадка про одуванчик, рассмотреть картинки с изображением одуванчиков.
Материалы: цветной картон, цветная бумага, вата, клей.
52. Тема: Букет для мамы. создание подарка для мам методом объемной
аппликации, развивать эстетический вкус, композиционные умения; закреплять
умения пользоваться клеем и ножницами. содержание: просмотр видео – ролика про
маму, чтение стихотворения. Этапы работы. Материалы: цветная бумага, клей,
ножницы.
53. Тема: Цыплятки – жёлтые ребятки. Продолжать учить рисовать гуашью.
Учить заполнять задний фон – зелёная травка с ромашками. Передавать пушистость
с помощью кисти щетины. содержание: загадка про цыплёнка. Этапы рисования.
Материал: гуашь, кисть щетина, альбом.
54. Тема: Веточка мимозы. Выполнение наклеивания комочков из салфеток.
Закрепление навыка вырезания предметов. Продолжать учить выполнять объемную
аппликацию. Воспитывать желание порадовать своих мам, бабушек в праздник 8
Марта. Воспитывать аккуратность, терпение, стремление доделать работу до конца.

20

содержание: предварительная работа - беседа о празднике 8 Марта. стихотворение
про маму. Показ работы скатывания шариков из салфеток и наклеивания на
открытку.
Материал: салфетки, ножницы, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон.
55. Тема: Пчёлка. Закреплять умение пользоваться шаблонами, закреплять
умение аккуратно пользоваться клеем при нанесении на картон. содержание:
загадка, последовательность выполнение работы. Материалы: цветная бумага,
картон, клей.
56. Тема: Космическое путешествие. Продолжать знакомить с сюжетным
рисованием, учить составлять композицию, продумывать ее содержание,
планировать работу. Учить располагать рисунок на всем листе. содержание:
предварительная работа - беседа о первооткрывателях космоса. Рассматривание
портретов космонавтов. Рисование. схематическое изображение человека.
Материал: акварель, восковые мелки.
57. Тема: слонёнок. Учить передавать в лепке образы животных жарких стран.
Продолжать учить различным приемам лепки из целого куска. Развивать
творчество, фантазию. содержание: предварительная работа - рассматривание
иллюстраций с изображением животных жарких стран. Загадки. Показ основных
приемов лепки. Этапы работы. Материал: пластилин, стеки, дощечки.
58. Тема: Петушок. Продолжать учить детей изображать выбранную птицу с
помощью ладошки. Развивать творчество, самостоятельность.
содержание: загадки про птиц. Рассматривание домашних птиц, их формы,
строения. Расположение рисунка птицы на формате бумаги А4.
Материал:
восковые мелки, краски акварель, кисточки.
59. Тема: Лебеди на пруду. Развивать воображение, творчество, учить
передавать образ природы в рисунках, создание лебедя с помощью бумажных
полосок.
содержание: загадка. Просмотр изображений лебедей. Материалы: бумага белая,
цветная бумага, цветной картон, фломастеры.
60. Тема: Божья коровка. Продолжать учить рисовать гуашью. Учить заполнять
задний фон – зелёная травка и синее небо. содержание: загадка про грибы. Этапы
рисования.
Материал: гуашь, альбом.
61. Тема: Мышка с сыром. Учить создавать образы по представлению (памяти),
учить различным способам и приемам лепки. Осваивать скульптурный способ
лепки, видоизменять основную форму разными приемами (сплющивание,
оттягивание, прищипывание, вдавливание, загибы и т.п.), оформлять, украшать,
дополнять мелкими деталями. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность.
содержание: загадка. Показ приемов лепки. Материал: пластилин, стеки, палочки.
62. Тема: Яблочко с червячком. Закреплять умение пользоваться шаблонами,
закреплять умение аккуратно пользоваться клеем при нанесении на картон.

21

содержание: загадка, последовательность выполнение работы. Материалы: цветная
бумага, картон, клей.
63. Тема: Лягушка. Формировать устойчивые представления о цвете, форме,
величине, геометрических фигур. совершенствовать навыки рисования восковыми
мелками и акварелью. содержание: просмотр видео – ролика «Я весёлый лягушонок».
Материалы: альбом, восковые мелки, акварель.
64. Тема: Павлин. Продолжать учить работать с бумагой.
Воспитывать
аккуратность, терпение, стремление доделать работу до конца. одержание: загадка
про павлина. Показ работы - складывание хвоста из полосок цветной бумаги.
Материалы: цветная бумага, картон, ножницы, клей.
65. Тема: Бабочка – красавица. Познакомить с новым способом изображения монотипией, формировать навыки рисования в нетрадиционной технике, развивать
творчество, фантазию. содержание: загадка. Показ работы в новой технике. Оттиск
второй половины бабочки путем складывания бумаги пополам. Декорирование
крыльев бабочки простым орнаментом. Дорисовывание усиков и мелких деталей
бабочки фломастерами. Материал: гуашь, лист бумаги, тонкая кисть, фломастеры.
66. Тема: Море. Продолжать учить рисовать пейзаж. Отношения: земля, вода,
небо. Учить передавать форму корабликов. Развивать чувство цвета. содержание:
рассматривание картин художников-маринистов. Зарисовка в альбоме. Этапы
рисования морского пейзажа. Дорисовка корабликов и птиц. Материал: гуашь,
кисти, альбом, карандаш, альбом.
67. Тема: Пасхальная корзинка. Продолжать учить работать с цветной бумагой,
прививать аккуратность. содержание: беседа о празднике Великой Пасхе.
Декорирование пасхальных яиц простым орнаментом.
Материал: цветная
бумага, цветной картон, клей.
68. Тема: Фантастическое дерево. Продолжать знакомство с теплыми цветами и
их оттенками и с холодными цветами и их оттенками. Научить создавать образы
необычных деревьев. Развивать фантазию, творчество. одержание: сказка о
чудодереве. Использование схемы: основные и составные цвета. Цветовая растяжка
(разбеление теплых цветов и холодных цветов). Нежные, пастельные цвета.
Материал: гуашь, палитра, карандаш, альбом.
69. Тема: Лесная полянка (коллективная работа). совершенствовать умения и
навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для
работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Материал: гуашь,
палитра, карандаш, альбом.
70. Тема: Живописный луг (оттиск скомканной бумагой). Познакомить с
пейзажем как о виде живописи; знакомить с техникой рисования скомканной
бумагой; развивать навыки коллективной работы
Материал: Гуашь, кисть,
стаканы с водой, салфетка, иллюстрации изображающие луговые цветы и растения.
71. Тема: Черёмуха (тычок ватными палочками). Расширять знания и
представления об особенностях внешнего вида бабочек; упражнять в умении

22

получать оттиск в зеркальном отображении; учить рисовать бабочку, используя
прём монотипии; развивать эстетическое восприятие; умение видеть красоту
окружающей природы.
Материал: Листы акварельной бумаги, с готовой линией
сгиба, акварельные краски, наборы фломастеров, кисти, палитра, салфетки,
фартуки
72. Тема: Весёлые кляксы (кляксография). Познакомить с таким способом
изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности; учить
дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения;
поощрять творчество и инициативу. Материал: Альбомный лист, гуашь, набор
фломастеров, кисть, салфетка.

Методическое обеспечение программы
Реализация данной программы будет осуществляться посредством разнообразных
методов обучения:
Наглядный метод - использование натуры, показ репродукций картин, образцов
наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения;
детских работ в конце занятия, при их оценке.
словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия,
использование словесного художественного образа. Цель метода - вызвать в памяти
детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Игровой метод - для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и
обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению
внимания детей к выполнению задачи, облегчает работу мышления и воображения.
Метод стимулирования занимательным содержанием — это подбор образного,
яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод
позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает
положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом
на пути активизации творчества воспитанника через создание ситуации
эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и
эффектности применения художественных материалов.
Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных
образов. сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально
подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную
память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.
Метод создания ситуации творческого поиска. Метод предполагает наличие
задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку

23

необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в
рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки,
выполняемые по воображению.

III.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г.Москва)
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),
4. Методические
рекомендации по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года
№ 09-3242),
5. П 2.4.3648-20 " санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
6. санПин от 30 июня 2020 года 3.1/2.4.3598-20 " санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)"
7. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №27 с.Кизляр Республики северная Осетия – Алания,
8. Вохринцева . В. Демонстрационный материал для проведения занятий по
изобразительному искусству. Учимся рисовать. Полх – Майданская роспись 2. –
Екатеринбург.: трана фантазий, 2005. – 10 с.
9. Вохринцева . В. Демонстрационный материал для проведения занятий по
изобразительному искусству. Учимся рисовать.
Городецкая роспись 2. –
Екатеринбург.: трана фантазий, 2003. – 10 с.
10. Дубровская Н.В. Большая энциклопедия поделок. – М.: Астрель: Полиграфиздат;
пб.: ова, 2010. – 176 с.
11. Зайцев В.Б. Аппликация. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 16 с.

24

12. Искусство – детям. Волшебный пластилин. Учебное издание. – М.:
Мозайкасинтез, 2009. – 16 с.
13. Искусство – детям. Вырезалки из бумаги. Учебное издание. – М.: Мозайкасинтез,
2008. – 16 с.
14. Искусство – детям. Игрушки к Новому году. Учебное издание. – М.:
Мозайкасинтез, 2011. – 16 с.
15. Искусство – детям. Корзинка с цветами и другие поделки из бумаги. Учебное
издание. – М.: Мозайка-синтез, 2012. – 16 с.
16. Искусство – детям. Необыкновенное рисование. Учебное издание. – М.:
Мозайкасинтез, 2012. – 16 с.
17. Искусство – детям. Разноцветные узоры. Учебное издание. – М.: Мозайка-синтез,
2007. – 16 с.
18. Искусство – детям. екреты бумажного листа. Учебное издание. – М.:
Мозайкасинтез, 2008. – 16 с.
19. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы
и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. изд. центр
Владос, 2004. – 176 с.
20. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. Пособие для воспитателей – М.:
Учпедгиз,1961. – 71 с.
21. Кузнецова .В. Мастерим с детьми: поделки из природных материалов. – Изд. 2е.
– Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 317 с.
22. Бондаренко О.В. Поделки из бумаги. Подарки. игрушки, забавные зверушки. –
Ярославль: Академия развития, 2010. – 80 с.
23. Борозенец П.В., Гвоздева Е.Е. Пластилиновая сказка. Читаем, лепим, играем. –
пб.: Речь, 2013. – 64 с.
24. Васина Н. Бумажная симфония. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 126 с.
25. Лучшие поделки для детей. Пер. Н.Ю. Лебедевой. – М.: РО МЭН, 2008. – 87 с.
26. Морозова О.А. Волшебный пластилин. – М.: Мозайка – синтез, 1998. – 24 с.
27. Рисование. Все техники в одной книге. – М.: Астрель, 2012. – 32 с.

25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».