программа «Домисоль-ка»

Паспорт программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Домисоль-ка»
Руководитель программы: педагог дополнительного образования, Умаханова
Альбина Казбековна
Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад №27 с.Кизляр, Республики Северная
Осетия - Алания
Адрес: РСО-Алания, г. Моздок, с.Кизляр, ул.Терекская 2 «Б» тел: 89604208984
Электронная почта: detsad27kizlyar@mail.ru
Программа реализуется в Муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении - детский сад №27 с.Кизляр,Республики Северная
Осетия - Алания
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Социальный статус: воспитанники дошкольного образовательного учреждения
Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь
к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство
музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкальноэстетический вкус детей.
Направленность программы: художественная
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: ознакомительный
Способ освоения содержания образования: креативный

2

Введение
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий
большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития.
Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и
музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого
музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух,
музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее
развитие,
формируются
высшие
психические
функции,
обогащаются
представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со
сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой
жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная
система
и
других,
важно,
чтобы
голосообразование
было
правильно,
природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел
легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по
постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые
на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на
обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и
органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается
носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус,
возрастает качество иммунных процессов.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей,
исполнительского мастерства.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
актами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р
г.Москва)
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
(приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 093242),

3

5. СП
2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"
6. СанПин от 30 июня 2020 года 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
7. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения - детский сад №27 с.Кизляр, Республики Северная Осетия Алания;
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях
художественной направленности и спецификой работы учреждения.
Программа разработана на основе: Программы по музыкальному воспитанию
детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева),
авторской программы «Игровая методика обучения детей пению» (Автор: Ольга
Валерьевна Кацер) и Программы «Вокально-хоровая работа в детском саду» (Автор:
Марина Юрьевна Картушина).
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы художественная.
Актуальность программы.
Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального
руководителя детского сада. К тому же это одна из самых сложных задач,
требующих от педагогов высокого профессионализма. К сожалению, в последние
годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт
работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное
воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности
ребёнка. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке
ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен,
соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка, поэтому проблема
формирования качественного звучания детского голоса во время пения в
дошкольном возрасте очень актуальна. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и
потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка
средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной
деятельности, каковым является пение.
Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей
научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое
главное красиво, с большой самоотдачей. Кружковая система позволяет учесть
физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, т.о. приоритетным в
4

работе считается индивидуально-дифференцированный подход к способностям
каждого ребёнка.
Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусством, привить
любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки,
чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить
музыкально-эстетический вкус детей.
Задачи
Обучающие задачи:
1. Обучать навыкам вокального мастерства
2. Формировать музыкально-ритмические навыки.
3. Научить правильному дыханию.
4. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
Развивающие задачи:
1. Формирование интереса к вокальному искусству.
2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно
расширяя диапазон.
3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
4. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами
вокальных занятий.
5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого
дыхания, артикуляции.
6. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения
взаимодействовать, умения доводить дело до конца.
7. Формирование
певческой
культуры
(правильно
передавать
мелодию
естественным голосом, без напряжения),
8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать музыкальный вкус.
2. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.
Отличительной особенностью программы вокального кружка «Домисоль-ка»
является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в
разных видах песенного творчества и выбрать приоритетное направление и
максимально реализовать себя в нем.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти,
выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой
фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в
духовно – нравственном воспитании детей, в их патриотическом воспитании.
Принципы построения программы сводятся к следующему:
1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учёт возрастных
особенностей и возможностей ребёнка.
5

2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке
перед ребёнком и выполнения им всё более трудных новых заданий, в
постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок.
3. Принцип систематичности предусматривает непрерывность и регулярность
занятий.
4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся
на сознательное и заинтересованное
отношение воспитанников к своим
действиям.
5. Принцип повторяемости материала.
6. Принцип наглядности.
7. Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
8. Принцип деятельностного подхода;
9. Принцип культуросообразности;
10. Принцип интеграции;
11. Принцип развивающего обучения;
12. Принцип гуманизации;
13. Принцип сотрудничества;
14. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского
сада и семьи.
Программа по вокальному пению предназначена для детей от 5-7 лет. Занятия
в вокальном кружке «Домисоль-ка» проводятся с сентября по май, 72 занятия в год.
Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 30 минут, которые
проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 15 человек.
Формы организации и проведения занятий
Индивидуальные
Групповые
Фронтальные
Индивидуально-групповые
Ансамблевые
Работа по подгруппам
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
·
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как
стихотворение, спеть без сопровождения)
·
работа над вокальными и хоровыми навыками;
·
проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
·
споем песню с полузакрытым ртом;
·
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
·
хорошо выговаривать согласные в конце слова;
·
произношение слов шепотом в ритме песни;
·
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
·
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
6

·
·
·
·
·

задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
использовать элементы дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
·
выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
·
образные упражнения, вопросы; оценка качества исполнение песни.
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у
дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой
интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных
звуков.
Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при
пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением
полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные
в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата,
головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу
включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани.
Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и
голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его
эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкальноэстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального
произведения (попевки, песни).
Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику
распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
7

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что
необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению
организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются
дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие
упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы
пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в
другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку,
стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь
производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы
трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо
петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой
атакой звука.













Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
Качество усвоения;
Уровень овладения деятельностью;
Социологический:
Умение строить отношения в коллективе;
Уровень развития коллектива
Индивидуально-личностные:
Широта и устойчивость интересов;
Общекультурный кругозор;
Уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
Степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать,
принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных
возможностей, терпимость и лояльность.
Воспитанности:
формированность качеств;
Психологического комфорта:
Степень оптимизма, защищенности, уверенности;
8





Эмоциональное состояние;
Межличностные отношения;
Социальное благополучие.
Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение Программы:
 Музыкальный зал;
 Музыкальные инструменты (фортепиано);
 Компакт-диски;
 Ноутбук;
 Музыкальный центр;
 Микрофон (1 шт);
 Театральные костюмы;
 Декорации
 Экран на штативе (2м);
 Переносной мультимедийный проектор;
 Методические, нотные пособия по вокалу;
 сборники произведений для вокальных ансамблей.
Методическое обеспечение Программы
Информационное обеспечение:
1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании
песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
2. Фланелеграф - при разучивании песен, при обучении игре на детских
музыкальных инструментах, при знакомстве детей с низкими и высокими
звуками.
3. Мольберт - знакомство с нотами, звуками.
4. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет
мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных
инструментах.
5. Комплекс точечного массажа используется для профилактики расстройств
голоса и заболеваний верхних дыхательных путей.
6. Музыкальные инструменты используются при обучении, при игре на
музыкальных инструментах.
7. Программы, сценарии концертов.
8. Сборники песен, попевок.
9. Музыкальные произведения для разучивания с детьми на музыкальных
инструментах.
10.
Магнитофон, CD-диски - фонограммы используются на занятиях,
развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
11.
Ноутбук - презентации
для знакомства с новыми музыкальными
произведениями, с песнями.

9

Предполагаемые результаты:
Выпускники вокального кружка «Домисоль-ка» в результате занятий умеют:
- воспринимать песни разного характера, проявлять устойчивый интерес к
вокальному искусству;
- петь естественным голосом, протяжно;
- правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы;
- чисто интонировать, различать звуки по высоте, слышать движение мелодии,
поступенное и скачкообразное;
- воспроизводить и передавать ритмический рисунок;
- контролировать слухом качество пения;
- петь с музыкальным сопровождением и без него;
обладают следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;
- ответственное отношение к занятиям;
- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и
взрослыми;
- самокритичность в оценке своих творческих и музыкальных способностей;
- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;
- любовь и уважение к национальному искусству, бережно сохранение традиций
своего народа.
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют
устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом,
протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто
интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и
скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют
контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут
петь без музыкального сопровождения.
Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в
словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи
руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не
отставая и не опережая друг друга. В процессе обучения в вокальном кружке
репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств:
голоса, интонации, пластики, ритмичности.

10

Учебный план
Содержание

№

Количество
занятий

1

Восприятие музыки

10

2

Артикуляция, выразительная дикция

22

3

Освоение техники распределения дыхания

10

4

Расширение певческого диапазона, чистота интонирования

10

5

Эмоционально-выразительное исполнение

20

ВСЕГО часов

72

Учебный тематический план.
№

1.

Тема занятий

Общее
в том числе
количество
часов
теоретических

Певческая
установка.
10
Певческое
дыхание. (Дыхание
перед началом
пения.
Одновременный
вдох и начало
пения. Различные
характеры дыхания
перед началом
пения в
зависимости перед
характером
исполняемого
произведения:
медленное,
быстрое. Смена
дыхания в
процессе пения.)

2

11

практических
8

2.

3.

4.
5.

Итого:

Музыкальный звук.
Высота звука.
Работа над
звуковедением и
чистотой
интонирования.
Работа над
дикцией и
артикуляцией
(Развитие
согласованности
артикуляционных
органов, которые
определяют
качество
произнесения
звуков речи,
разборчивость слов
или дикции (умение
открывать рот,
правильное
положение губ,
освобождение от
зажатости и
напряжения
нижней челюсти,
свободное
положение языка
во рту)
Формирование
чувства ансамбля.
Формирование
сценической
культуры. Работа с
фонограммой.
Летний период с
1-06. по 15.07.

15

2

13

12

2

10

15

2

13

20

3

17

72

12

60

Задачи:
- освоить в процессе разучивания основные приемы выразительного исполнения для
создания музыкального образа.
- формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать
эмоционально-музыкальное исполнение песни.
12

Содержание программы
Первое полугодие.
Разделы программы

№
1
2

3

4

5

6

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса,
головы. Навыки пения сидя и стоя.
Певческое
дыхание.
Дыхание
перед
началом
пения.
Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры
дыхания перед началом пения в зависимости перед характером
исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена
дыхания в процессе пения.
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и
чистотой интонирования. Естественный свободный звук без
крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных.
Способы их формирования в различных регистрах (головное
звучание).
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности
артикуляционных органов, которые определяют качество
произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции
(умение
открывать
рот,
правильное
положение
губ,
освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти,
свободное положение языка во рту).
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона
(чистое
и
выразительное
интонирование
диатонических
ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения
при сложном аккомпанементе.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с
помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в
соответствующем
темпе.
Пение
под
фонограмму
заключительный этап работы. Формировать у детей культуру
поведения на сцене.

Кол-во
часов
2
3

7

6

4

10

ВСЕГО часов

№
1

32 часа

Второе полугодие года обучения.
Разделы программы
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, 5
различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых
произведениях, более спокойное но так же активное в
медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания
(пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение
продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
13

Кол-во
часов

2

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение 8
нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём
диапазоне детского голоса, умением использовать головной и
грудной регистры.

3

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями 6
произношения при пении (напевность гласных, умение их
округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных)
быстрое и чёткое выговаривание согласных
Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической 11
устойчивости
в
умеренных
темпах
при
соотношении
простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная).
Постепенное расширение задач: интонирование произведений в
различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в
более быстрых и медленных темпах с более сложным
ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение
несложных двухголосных песен без сопровождения.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 10
Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей
детей, их умения согласовывать пение с ритмическими
движениями. Работа над выразительным исполнением песни и
созданием сценического образа.

4

5

ВСЕГО часов

40 часов

Общее количество часов: 72 часа
Примерный репертуар
Песня «Горошина» В.Карасевой.
Песня «Осень золотая» Т.Барбакуц.
Песня
«Я люблю свою землю» Е.Птичкина.
Русская народная песня «Из-за леса ясный сокол вылетает»
«Песня о маме» А.Филлипенко
Песня «Детство» П.Ледоницкого.
Песня «Жар-птица» Л.Москалевой
Песня «Хрустальный башмачок» Ю.Верижникова.
Русская народная песня «Рождество Христово».
Песня «Зимняя сказка» С.Крылова.
Песня «Солдаты России» В.Петрова.
Песня «Озорная». Ю.Верижникова.
Песня «Мир вам, люди» Б.Савельева
Песня «Победа остается молодой». Ю .Помельников.
Песня «Самая счастливая» Ю.Чичкова
Песня «Лесной марш» Ю.Чичкова.
14

Песня « Разноцветная осень» Т. Морозовой
Песня « Наши мамы» Т. Морозовой
Песня «Мама – Лучший друг» Д. Трубачева
Песня «Буратино» Е. Зарицкой
Песня «Новогодняя сказка» С. Суэтова
« Рождественская песня» П. Синявского
Песня « Новый год» Ю. Верижникова
Песня « Новогодняя кадриль» А. Филиппенко
Песня « Белый снег» Г. Пономоренко
Песня « Будущий солдат» Д. Трубачев
Песня «Три желания» Е. Зарицкой
Песня «Ты не бойся, мама, я солдат» М. Протасова
Песня «Ветераны» Д. Трубачев
Песня « Салют» М. Протасова
Песня « Росиночка – Россия» А. Филиппенко
Песня « Золотая Россия» Е. Цыброва

Сентябрь: Мониторинг знаний и умений
эстетического развития, раздел «Музыка».

Содержание работы

детей

в

области

Сентябрь
Задачи

художественно-

Музыкальный
материал

1.Игра-приветствие.

Психологическая настройка на
занятие.

Упражнения:
1. «В гости».
2.«Здравствуйте».
М. Картушина.

2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В.
Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к
дыхательным, звуковым играм,
пению.
Способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.

Упражнения:
1. «Обезьянки».
2. «Весёлый
язычок».

3.Интонационнофонетические
упражнения.

Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации
на повторяющихся звуках.
Выравнивание гласных и согласных
звуков. Формировать звучание
голоса ближе к фальцетному.
Следить за правильной певческой
артикуляцией.
15

Пропевание
гласных
«А-О-У-И-Э» в
разной
последовательности
.
Игра со звуком:

«Самолет».
4.Скороговорки.
Чистоговорки.

Упражнять детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление, повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением
и замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на
одном звуке. (Далее задачи те же).

1. Няня мылом
мыла Милу…»
2. «Сорок сорок ели
сырок…»
3. «Шла Саша…»
4. Знакомый
материал.

5. Упражнения для
распевания.

Расширять диапазон детского
голоса, точно попадать на первый
звук. Слышать и передавать
поступенное и скачкообразное
движение мелодии. Самостоятельно
попадать в тонику.

1. «Фокус-покус».
2. «Чудо-лесенка».
3. «Храбрый
портняжка»
А.Евтодьевой

6. Пение.

1. Продолжать побуждать детей петь
естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
2. Петь выразительно, передавая
динамику не только куплета к
куплету, но и по музыкальным
фразам;
3. Выполнять паузы, точно
передавать ритмический рисунок,
делать логические (смысловые)
ударения в соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком,
напевно, широко, с музыкальным
сопровождением и без него.

Количество занятий - 7

16

«Грибочки» муз. и
сл. И. Горбиной
«Ябеда-корябеда»
Б.Савельева

Содержание работы

Октябрь
Задачи

Музыкальный
материал

1. Коммуникативная Освоение пространства,
игра-приветствие.
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.

«Приветствие»
Модель И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.

2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В.
Емельянова.

Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.

1. «Прогулка»
(Занятие-игра).
2. «Паровоз» Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»вибрация губ.
«Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и
понижая голос)

Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации
на повторяющихся звуках.
Выравнивание гласных и согласных
звуков. Следить за правильной
певческой артикуляцией.

Пропевание
гласных
«А-О-У-И-Э» в
разной
последовательности

4.Скороговорки.
Чистоговорки.

Упражнять детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление, повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением
и замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на
одном звуке. (Далее задачи те же).

1. «Говорил попугай
попугаю».
2. «Тигры».
3. «Вёз корабль
карамель».
4. «Кит-рыба».
1. «Котенок и
бабочка»
2. «Птичка и Лиса»
3. «Машенька и
Медведь»
А.Евтодьевой

5. Упражнения для

Упражнять детей в чистом

3.Интонационнофонетические
упражнения.

17

распевания.

6. Песни.

интонировании поступенного и
скачкообразного движения мелодии
вверх и вниз.
«Плакала березка»,
Побуждать детей петь естественным муз. и сл.
голосом, без напряжения, правильно И.Осокиной
брать дыхание между музыкальными «Белые кораблики»
фразами и перед началом пения;
муз. и сл. К.Костина
Побуждать детей исполнять песни
лёгким звуком в подвижном темпе и
напевно в умеренном;
Петь естественным звуком,
выразительно, выполнять логические
ударения в музыкальных фразах,
отчётливо пропевать гласные и
согласные в словах.
Побуждать детей исполнять песни а
капелла.
К

оличество занятий - 9

Содержание работы

1. Играприветствие.

Ноябрь
Задачи

Психологическая настройка на
занятие
Подготовка голосового аппарата к
дыхательным, звуковым играм,
пению. Способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.

2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В.
Емельянова.

Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации
на повторяющихся звуках.
Выравнивание гласных и согласных
звуков. Формировать звучание
голоса ближе к фальцетному.
Следить за правильной певческой
артикуляцией.

3.Интонационно-

Упражнять детей чётко
18

Музыкальный
материал
Упражнения:
1. «В гости».
2.«Здравствуйте».
М. Картушина.
Упражнения:
1. «Обезьянки».
2. «Весёлый
язычок».
Пропевание
гласных
«А-О-У-И-Э» в
разной
последовательности
.
Игра со звуком:
«Волшебная
коробочка».

фонетические
упражнения.

проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление, повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением
и замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на
одном звуке. (Далее задачи те же).

1. Няня мылом
мыла Милу…»
2. «Сорок сорок ели
сырок…»
3. «Шла Саша…»
4. Знакомый
материал.

4.Скороговорки.
Чистоговорки.

Расширять диапазон детского
голоса, точно попадать на первый
звук. Слышать и передавать
поступенное и скачкообразное
движение мелодии. Самостоятельно
попадать в тонику.

1. «Фокус-покус».
2. «Чудо-лесенка».
3. «Храбрый
портняжка»
А.Евтодьевой

5 Упражнения для
распевания.

1. Продолжать побуждать детей петь
естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
2. Петь выразительно, передавая
динамику не только куплета к
куплету, но и по музыкальным
фразам;
3. Выполнять паузы, точно
передавать ритмический рисунок,
делать логические (смысловые)
ударения в соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком,
напевно, широко, с музыкальным
сопровождением и без него.

«Капризная
песенка» муз. и сл.
И. Горбиной
«Ябеда-корябеда»
Б.Савельева

6. Пение.

Количество занятий - 8

19

Содержание работы

Декабрь
Задачи

1. Коммуникативная Освоение пространства,
игра-приветствие.
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.
2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В.
Емельянова.

Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат к
работе над развитием голоса.

3.Интонационнофонетические
упражнения.

Упражнять детей «рисовать» голосом,
изображать звуковой кластер;
Побуждать детей соотносить своё
пение с показом рук, добиваясь при
этом осмысленного, эстетичного,
выразительного и разнообразного
музыкального действия.
Использовать карточки для работы
руками по извлечению звука.

Музыкальный
материал
1. «Приветствие»
Модель И.
Евдокимовой.
2. «Здравствуйте»
Картушина.
«Лошадка» прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз» Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»вибрация губ.
«Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и
понижая голос).

4.Скороговорки,
стихи.

Упражнять детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Развивать образное мышление,
мимику, эмоциональную
отзывчивость. Побуждать детей
использовать различные
эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Пропевание
гласных « А-О-У-ИЭ» в разной
последовательности
Игра голосом:
«Звуки Вселенной»
Модель Т. Боровик.
(Восход и заход
солнца; парад
планет - унисон).
«По волнам»,
«Качели», «По
кочкам».

5 Упражнения для
распевания.

Закреплять у детей умение чисто
интонировать при поступенном
движении мелодии, удерживать
интонацию на одном
повторяющемся звуке; точно
интонировать интервалы.

Проговаривание
текста песен,
попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый

20

6. Пение.

Упражнять в точной передаче
ритмического рисунка мелодии
хлопками во время пения.

репертуар.

Побуждать детей к активной
вокальной деятельности.
Побуждать детей петь в унисон, а
капелла.
Отрабатывать перенос согласных,
тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без
напряжения, плавно, напевно.
Развивать у детей умение петь под
фонограмму.
Формировать сценическую культуру
(культуру речи и движения).

«Храбрый
портняжка»,
«Золушка и сестры»
А.Евтодьевой,
«Гроза»
Знакомый
репертуар.
«Дед Морозхудожник» муз. и
сл. Л.Еремеевой
«Веселый Дед
Мороз» муз. и сл.
А.Варламова

Количество занятий - 9

Содержание работы

Январь
Задачи

Музыкальный
материал

1. Коммуникативная Освоение пространства,
игра-приветствие.
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.

«Приветствие»
Модель И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.

2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В.
Емельянова.

Подготовить речевой аппарат к
дыхательным и звуковым играм.
Развивать дикцию и артикуляцию.

Работа с губами:
(покусать зубами
верхнюю и
нижнюю губу). Упр.
«Я обиделся»,
«Я радуюсь».

3.Интонационнофонопедические
упражнения.

Побуждать детей ощущать и
передавать интонацию в пении
упражнений. Упражнять детей
«рисовать» голосом, пропевать
ультразвук. Побуждать детей
соотносить своё пение с показом
рук, добиваясь при этом
осмысленного, эстетичного,
21

«Крик ослика» (Й –
а...)
«Крик в лесу» (А –
у).
«Крик чайки» (А!
А!).
«Кричит ворона»

выразительного и разнообразного
музыкального действия.
Использовать карточки для работы
руками по извлечению звука.
4. Скороговорки.
Стихи.

Упражнять детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат.
Формировать слуховое восприятие.
Побуждать детей использовать
различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно,
ласково, удивлённо

5.Упражнения для
распевания.

Продолжать работу над развитием
голоса детей.
Петь плавно, добиваясь чистоты
звучания каждого интервала

6. Пение

1. Продолжать побуждать детей
петь естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
2. Совершенствовать умение
вовремя начинать пение после
музыкального вступления, точно
попадая на первый звук;
4. Чисто интонировать в заданном
диапазоне;
5. Закреплять навыки хорового и
индивидуального пения с
музыкальным сопровождением и без
него.
6. Совершенствовать
исполнительское мастерство.
7. Побуждать детей работать с
микрофоном.

(Кар).
«Скулит щенок» (Ии-и)
«Пищит больной
котёнок» (Мяу
жалобно).
«Король на корону
копейку копил».
Чтение текста
песен.
Знакомый
репертуар.
1. «Волк и красная
шапочка»
2. «По щучьему
веленью»
А.Евтодьевой

«Дело было в
январе»
В.Шаинского
Повторение
знакомых песен

Количество занятий - 7

Содержание работы

Февраль
Задачи

1. Коммуникативная Освоение пространства,
22

Музыкальный
материал
«Приветствие»

игра-приветствие.

установление контактов,
психологическая настройка на
работу.

2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В.
Емельянова.

Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.

3.Интонационнофонопедические
упражнения.

Упражнять детей выполнять голосом
глиссандо снизу вверх и сверху вниз
с показом движения рукой.
Исполнять в среднем и низком
регистрах.
Упражнять детей долго тянуть звук –
У - меняя при этом силу звучания.
Развивать ритмический слух.

4.Скороговорки.
Чистоговорки.

Упражнять детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление, повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением
и замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия).

5. Упражнения для
распевания.

Упражнять детей во взятии
глубокого дыхания. Развивать
артикуляцию, прикрытый звук.

6. Песни.

1. Уточнить умение детей вовремя
вступать после музыкального
вступления, точно попадая на
первый звук;
2.Чисто интонировать в заданном
диапазоне.
3.Совершенствовать умение детей
петь с динамическими оттенками, не
форсируя звук при усилении
звучания.
4. Развивать вокальный слух,
23

Модель И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.
1. «Прогулка»
(Занятие-игра).
2. «Паровоз» Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»вибрация губ.
«Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и
понижая голос)
«Самолёты»,
«Самолёт летит» М.
Картушиной.
«Мороз» (по методу
Емельянова)
«Вёз корабль
камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шёл»
«Думал – думал»

1. «Три медведя»
А.Евтодьевой
Знакомые
распевки.
1.«Песенка про
папу» В.Шаинского
2. «Модницы»
И.Ростовцева

исполнительское мастерство, навыки
эмоциональной выразительности.
5.Побуждать детей работать с
микрофоном.
К
оличество занятий - 7

Содержание работы

Март
Задачи

1. Игра-приветствие. Психологическая настройка на
занятие.

Музыкальный
материал
Упражнение: «В
гости».
«Здравствуйте».

2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В.
Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к
дыхательным, звуковым играм,
пению. Способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.

3.Интонационнофонопедические
упражнения.

Формировать звучание голоса в
разных регистрах, показывая высоту
звука рукой Следить за правильной
певческой артикуляцией.

4.Чистоговорки.

5. Упражнения для
распевания.

Упражнять детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление, повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением
и замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на
одном звуке.

Расширять диапазон детского
голоса. Упражнять детей точно
попадать на первый звук.
Самостоятельно попадать в тонику.
24

Картушина.
Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».
Знакомый
репертуар.
«Лягушка и
кукушка»
Игры со звуком:
«Волшебная
коробочка»,
«Волшебные
предметы».
«Няня мылом мыла
Милу…»
«Сорок сорок ели
сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый
материал.

1. «Теремок»
Л.Олифировой
2. «Вот такая

6. Пение.

Развивать «цепное» дыхание, уметь
интонировать на одном звуке.
Упражнять связывать звуки в
«легато».
Побуждать детей к активной
вокальной деятельности.
Закреплять умение петь в унисон, а
капелла, пропевать звуки, используя
движения рук.
Отрабатывать перенос согласных,
тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без
напряжения, плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у
детей петь под фонограмму и с
микрофоном.
Формировать сценическую культуру
(культуру речи и движения).

чепуха»
И.Рыбкиной

«Мамочка моя»
А.Ермолаева»
«Пешки-ложки» Ю.
Турнянского

Количество занятий - 9

Содержание работы

Апрель
Задачи

1. Коммуникативная Освоение пространства,
игра-приветствие.
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.
2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В.
Емельянова.

Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат к
работе над развитием голоса.

3.Интонационнофонетические
упражнения.

Формировать более прочный навык
дыхания, укреплять дыхательные
мышцы, способствовать появлению
25

Музыкальный
материал
1. «Приветствие»
Модель И.
Евдокимовой.
2. «Здравствуйте»
Картушина.
«Лошадка» прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз» короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»вибрация губ.
«Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и

ощущения опоры на дыхании,
тренировать артикуляционный
аппарат.

понижая голос).
Проговаривание
текста песен,
попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый
репертуар.

4.Скороговорки,
стихи.

Упражнять детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Развивать образное мышление,
мимику, эмоциональную
отзывчивость. Формировать слуховое
восприятие. Побуждать детей
«Я хороший»,
использовать различные
«Да и нет»
эмоциональные выражения: грустно, В.Н.Петрушина.
радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

5. Упражнения для
распевания.

Добиваться более лёгкого звучания;
развивать подвижность голоса.
Удерживать интонацию на одном
повторяющемся звуке; точно
интонировать интервалы.
Упражнять в точной передаче
ритмического рисунка мелодии
хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус,
настроение детей, уметь
раскрепощаться.

1. «Стрекоза и
рыбка»
2. «Кот и петух»
А.Евтодьевой

Продолжать побуждать детей петь
естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами, и перед началом пения.
Чисто интонировать в заданном
диапазоне.
Закреплять навыки хорового и
индивидуального выразительного
пения.
Формировать сценическую культуру.
Продолжать побуждать детей
работать с микрофоном.

1. «Лошадка»
(нар.песня)
2. «Что такое
семья?»
Е.Гомоновой

6. Пение.

Количество занятий - 8

26

Содержание работы

Май
Задачи

1. Коммуникативная Освоение пространства,
игра-приветствие.
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.

Музыкальный
материал
1. «Приветствие»
Модель И.
Евдокимовой.
2. «Здравствуйте»
Картушина.

2.Артикуляционная
гимнастика по
системе В.
Емельянова.

Закреплять работу по развитию
певческого голоса, способствовать
правильному звукообразованию,
охране и укреплению здоровья
детей. Подготовить речевой аппарат
к работе над развитием голоса.

3.Интонационнофонетические
упражнения.

Закреплять умение выстраивать
голосом звуковую линию;
Закреплять умение детей соотносить
своё пение с показом рук, добиваясь
при этом осмысленного, эстетичного,
выразительного и разнообразного
музыкального действия.
Использовать карточки для работы
руками по извлечению звука.

Голосовая
разминка: «Весна»,
Модель Т.Боровик

4.Скороговорки,
стихи.

Закреплять умение детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Развивать образное мышление,
мимику, эмоциональную
отзывчивость.. Использовать
различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно,
ласково, удивлённо и.т.д.

Проговаривание
текста песен,
попевок.
Знакомый
репертуар.

5.Упражнения для
распевания.

Повысить жизненный тонус,
настроение детей, эмоциональное
благополучие, уметь
раскрепощаться. Закреплять
вокальные навыки детей.

«Только смеяться»,
«Я хороший»,
Знакомый
репертуар.

6. Пение.

Совершенствовать вокальные
навыки:

1. «Любимый
детский сад»

27

«Прогулка» М.
Лазарев.

1. Петь естественным звуком без
напряжения;
2. Чисто интонировать в удобном
диапазоне;
3. Петь а капелла, под
аккомпанемент, под фонограмму;
4. Слышать и оценивать правильное
и неправильное пение;
5. Самостоятельно попадать в
тонику;
6. Самостоятельно использовать
навыки исполнительского
мастерства, сценической
культуры.

К.Костина
«В самый первый
раз» Н.Разуваевой.

К
оличество занятий - 8

28

Используемая литература:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г.Москва)
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),
4.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
5. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
6. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
- детский сад №27 с.Кизляр, Республики Северная Осетия – Алания,
7. О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»
8. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
9. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
10. В.Емельянов «Развитие голоса»
11. Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить Элементарное музицирование: музыка,
речь, движение» Москва, 2004 г.
12. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.», Киев, 1989г.
13. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
14. В.П. Анисимов «Диагностика музыкальных способностей детей» Москва,
«Владос», 2014 г.
15. Е.В.Горбина «Лучшие попевки и песенки для музыкального развития
малышей»

Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2012/05/11/
kruzhkovaya-rabota-programma-vokalnogo
https://www.pdou.ru/categories/2/articles/547
https://infourok.ru/
http://mp3sort.biz/
http://chayca1.narod.ru/index.html
http://kladraz.ru/
http://detsadmickeymouse.ru/publ/detskie_pesenki_s_notami/64-4-2
http://www.musical-sad.ru/
http://teks-pesni.narod.ru/d/detskie.html

29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».